Posted 15 ноября 2021,, 09:16

Published 15 ноября 2021,, 09:16

Modified 7 марта, 13:07

Updated 7 марта, 13:07

Экипаж С-12 готов к бою

"Черный день" в истории флота: 3 августа 1943 года погиб экипаж подлодки С-12

15 ноября 2021, 09:16
Экипаж С-12 готов к бою
Участники проекта «Поклон кораблям Великой Победы» у острова Найсаар обнаружили разорванный на части объект, в котором не сразу признали подводную лодку времен Второй мировой войны. Погрузившись на дно Финского залива, дайверы поняли, что это советская С-12, пропавшая без вести почти восемь десятилетий назад.

Геннадий Чародеев

«Средние» дизель-электрические торпедные подлодки типа «С» или «Сталинец» специалисты и сегодня считают лучшими боевыми машинами времен Великой Отечественной. Скажем, эти лодки были самыми быстрыми – могли развивать скорость до 19 узлов - это примерно 35 км в час, и, кстати, имели внушительные размеры - 80 метров в длину! При этом маневренные характеристики этих крейсеров были, как говорится, мечтой подводников. Развив полный ход, в надводном положении лодка совершала разворот на 180 градусов приблизительно за три минуты. Под водой - за девять минут, что считалось чуть ли не мировым рекордом.

Кроме того, на лодке размещались три отсека-убежища для плавсостава, которые отделялись специальными сферическими водонепроницаемыми переборками и были рассчитаны на давление в 10 атмосфер. Подобная компоновка корпуса на советском флоте была применена впервые.

«Сталинцы» были хорошо вооружены. Каждая субмарина имела по 16 торпед. На палубе были установлены 100-мм орудия Б-24ПЛ и 45-мм полуавтоматической пушки 21-К. По некоторым данным, на борту С-12 подводники установили еще и 12,7-мм крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК.

Осенью 1942 года подлодка С-12 под командованием капитана 3-го ранга Василия Тураева совершила первый в истории 62-дневный боевой поход. Правда, сопровождавшийся многочисленными сложностями из-за поломок, слабой подготовки личного состава, бомбежек с финских кораблей и самолетов по масляным следам на поверхности моря. За два месяца «скитаний» С-12 совершила девять торпедных атак, повредив два транспорта - немецкое судно «Sabine Howaldt» и транспорт «Malgache», который сел на грунт у Либавы. По архивным документам, финны его ремонтировали шесть месяцев.

Оголодавшие и находившиеся на пределе человеческих сил, члены экипажа С-12 вернулись на базу в Кронштадт. Начальство в докладе в Москву сообщало: «Лодка Краснознаменного Балтийского флота за 1190 ходовых часов прошла 4.960 миль, из них 1.774 - под водой». Праздновать победу, однако, было рано. Шла война…

Как прорваться сквозь стальные сети

В 1943 году немцы, чтобы остановить прорыв советских подводных лодок в открытую Балтику, надежно перекрыли на Нарген-Порккалаудском рубеже Финский залив, нашпиговав его минами и глубоководными бомбами. Они перекрыли его двойными противолодочными сетями.

Стальные сети толщиной в 2 см лежали на расстоянии 100 метров друг от друга и растягивались от водной поверхности до самого дна. Так что, форсировать или обойти такое заграждение было практически невозможно.

По версии историка Мирослава Морозова, командование Балтфлота искало решение, как краснофлотцам прорваться сквозь непреодолимые рубежи. Придумали – порвать сеть с помощью бомбардировочной авиации. Вслед за самолетами к сетевому заграждению должны были отправиться подводные лодки. Задача одной из них - найти в стальной сети брешь и выбраться в Балтийское море. Вторая лодка должна была выстрелами торпед уничтожить «непроходимое» заграждение и сообщить на базу координаты «лаза».

Лодкой, получившей приказ форсировать сеть, стала С-12.

Конечно, менее габаритные «Щуки» больше подходили для форсирования заграждений. Но командование почему-то решило использовать огромные по размеру «эски» - возможно, потому что было уверено в успехе операции по прорыву противолодочной сети. А, может быть, потому, что полностью доверяло опытному экипажу С-12.

К этому времени командиром подводной лодки С-12 был назначен уроженец белорусского города Мстиславль капитан 3-го ранга Александр Бащенко.

В ночь на 29 июля 1943 года субмарина вышла с базы Лавенсари на запад, по направлению к выходу из залива и перегородившей его сети.

С-12 успешно форсировала заграждение «Зееигель», зарядила батарею в районе острова Вайндло, и после этого в ночь с 1-го на 2-е августа 1943 года из района острова Кери передала в штаб шифрограмму о готовности приступить к поиску участка сети, разрушенного нашей авиацией.

Больше никаких сообщений командование бригады подводных лодок от Бащенко не получало.

В утренние часы 3-го августа немецкие противолодочные корабли, которые несли службу вдоль сетевого заграждения, зафиксировали на минном поле «Насхорн» взрыв с высоким всплеском воды. Немцы немедленно начали бомбить место взрыва глубинными бомбами. А в это время из-под воды всплывали обломки и на поверхность выходило топливо. Через 5 дней лодку фашисты посчитали уничтоженной.

Лодка лежит носом на восток

Когда «эска» была окончательно идентифицирована, за дело взялись дайверы российской Разведывательно-водолазной команды и финской Divers of the Dark.

«Первое, сделанное открытие – С-12 лежит носом на восток. Значит, лодка дошла до сети и возвращалась обратно», - рассказал историк, член поисковой команды «Поклон кораблям Великой Победы» Михаил Иванов.

Своего коллегу поддержал Мирослав Морозова: «Сегодня мы можем со всей определенностью сказать, что подлодка прошла 31 линию мощного минного поля «Насхорн», дошла до сетевого заграждения, какое-то время пыталась его форсировать. И окончательно убедившись в том, что это невозможно, командир отдал приказ «разворачиваться домой».

На обратном пути «эске» практически удалось преодолеть все линии мин. И только на 4-й или 5-й линии заграждения С-12 правым бортом зацепила немецкую противолодочную мину UMB, установленную на глубине 30 метров. Но она не могла нанести лодке таких серьезных повреждений, считают исследователи.

Михаил Иванов предположил, что, если бы С-12 легла на грунт, экипаж был бы жив и, возможно, попытался бы из лодки выйти. Но произошло то, что произошло: взрыв небольшой мины в районе носового орудия, видимо, повлек за собой детонацию артиллерийского погреба. Взрыв был настолько мощный, что лодку переломило пополам, и носовая часть весом 300 тонн развернулась на 180 градусов и упала в 13 метрах от корпуса кормовой части С-12.

…Тела погибших подводников субмарины С-12 лежат на холодном балтийском дне. Они совершили самый долгий поход в истории войны.

В условиях блокадного Ленинграда экипаж смог подготовить лодку к походу с самым сложным и ответственным заданием.

Командир Александр Бащенко провел лодку через мощнейшее немецкое заграждение «Зееигель, и дважды подводники почти прошли сквозь минное поле «Насхорн».

Эти люди хотели топить врага. Они хотели жить и побеждать.

В последнем походе на борту подводной лодки С-12 находились 46 членов экипажа. Погибли они мгновенно. Их имена навсегда вписаны в историю Российского флота.

"