Posted 13 ноября 2021, 13:05
Published 13 ноября 2021, 13:05
Modified 7 марта, 13:04
Updated 7 марта, 13:04
На Netflix вышел документально-анимационный фильм «Лагерь под грифом «секретно»: Тайные нацисты Америки» (Netflix Camp Confidential: America's Secret Nazis), снятый израильскими режиссерами Даниэлем Сиваном и Мор Луши. В ленте рассказывается о сверхсекретном американском лагере для военнопленных, известном как «почтовый ящик 1142». Этот лагерь был частью прежде засекреченной операции «Скрепка», в ходе которой Управление стратегических служб США вербовало ученых из нацистской Германии для работы в Америке.
В общей сложности американцами после окончания Второй мировой было вывезено более 1600 немецких ученых, инженеров и технологов. Целью США было выведать у соратников Гитлера передовые технологические разработки и воспрепятствовать тому, чтобы эта информация досталась СССР и Великобритании. Новый фильм рассказывает о том, каким образом эта задача выполнялась в «почтовом ящике 1142», где содержались два особо ценных заключенных – генерал-лейтенант вермахта Рейнхард Гелен и инженер-ракетостроитель Вернер фон Браун, пишет Daily Mail.
Рейнхард Гелен во время войны был одним из руководителей разведки на Восточном фронте. После капитуляции Германии он связался с американскими спецслужбами, предложив им помощь в формировании из бывших нацистов организации, которая бы противостояла «агрессивным устремлениям СССР в Европе». А получив на это финансирование, возглавил антикоммунистическую «Организацию Гелена», которая впоследствии стала службой внешней разведки Германии.
Вместе с ним в «почтовом ящике 1142» содержался конструктор Вернер фон Браун. Офицер СС, при нацистах он занимался ракетной программой, в частности был разработчиком баллистической ракеты дальнего радиуса «Фау-2» (A-4), которая применялась для обстрела городов Франции, Великобритании, Голландии и Бельгии. Как известно, при строительстве ракет нацисты использовали труд заключенных концлагерей. Впоследствии подсчитали, при строительстве «Фау-2» людей умерло больше, чем от непосредственного применения этих ракет в качестве оружия. По некоторым данным, фон Браун не только знал об ужасных условиях, в которых содержатся работающие на заводах зеки, но и лично принимал участие в бесчеловечном обращении с ними, в частности отдавал приказы об избиениях. После войны и заключения в «почтовом ящике» фон Браун стал гражданином США и сегодня почитается американцами как отец национальной космической программы: именно при нем была осуществлена миссия «Аполлон-11», в ходе которой астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин высадились в 1969 году на Луну.
«Почтовый ящик 1142», в котором содержались Гелен и фон Браун, был создан в 1942 году. Это был своего рода элитный лагерь для особо важных персон, с бассейнами и теннисными кортами. В период «расцвета» на объекте насчитывалось 87 зданий. За те несколько лет, пока он существовал, в лагере побывал 3451 заключенный. В июле 1945-го, после окончания Второй мировой, «почтовый ящик 1142» закрыли, а в следующем году сравняли с землей бульдозерами и предали забвению. Лишь в начале 2000-х годов на месте, где стоял лагерь, были обнаружены его следы, а еще через несколько лет была рассекречена информация о его существовании.
Документальный фильм Netflix сделан на основе интервью, взятых в 2006 году у ветеранов, которые когда-то работали в лагере охранниками. Среди интервьюируемых были Арно Майер и Питер Вайс, которые из-за своего еврейства были вынуждены эмигрировать в годы Второй мировой в США из Европы и поступили на работу в «почтовый ящик 1142». Авторы фильма утверждают, что информацией, которой они поделились в этих интервью, Майер и Вайс больше не делились ни с кем, даже с женами и детьми, – они унесли это с собой в могилу.
Охранники знали о том, что на заводах, где строили разработанные фон Брауном ракеты, трудились заключенные-евреи, и он был об этом осведомлен. Однако задачей, которую поставило перед ними начальство «почтового ящика», было обращаться с элитными узниками так, чтобы они чувствовали себя как дома. «Меня тошнило от того, что приходилось быть вежливым с этими парнями, – вспоминает Майер. – Я не мог не задавать себе вопроса о том, чем они занимались во время войны». Некоторые немецкие офицеры называли его «Der kleine Judenbube» – «маленький еврейский мальчик», говорит Майер. «В самых страшных кошмарах я не мог ожидать, что когда-то мне придется поддерживать моральный дух этих высших животных. Моя ненависть была такой сильной, что я был не в силах сопротивляться ей. Они были сукиными детьми, и я желал им смерти».
Солдатам, охранявшим заключенных, давали деньги, чтобы они водили их в клубы, рестораны и даже в кино. Когда фон Браун и его приятели в канун Нового года попросили разрешения отправить подарки своим семьям в Германию, Майеру поручили сопроводить их в универмаг. «Мне дали тысячу долларов, и нас отвезли Landsburgh Brothers. Это был крупнейший универмаг в Вашингтоне, округ Колумбия, я знал, что он принадлежит евреям, и мне доставило какое-то извращенное удовольствие сводить этих парней в еврейский универмаг».
После покупки кофе, чая и шоколада для детей заключенные попросили отвести их в секцию нижнего белья. «Мне было лет семнадцать, и раньше я никогда не покупал ничего такого – и вот эти четверо немецких парней заказывают трусики для своих жен. Продавщица показала изящные нейлоновые трусики. Помню, Вернер фон Браун сказал: «Нет! Надо шерстяные панталоны». Из-за того что мужчины говорили по-немецки, они привлекли всеобщее внимание. Была вызвана военная полиция, всю компанию вместе с Мейером арестовали и только после выяснения обстоятельств отвезли обратно в «почтовый ящик 1142». «Почти все мы были беженцами от нацистов, – говорит Вайс. – Мы бы предпочли обращаться с ними как с военными преступниками, которыми они и были. Но когда ты в армии, нужно выполнять приказы. Приходилось подавлять свою ярость, потому что я должен был защищать их, а не убивать».
В самом конце войны, улизнув от стороживших его эсэсовцев, у которых был приказ убить всех ракетчиков при угрозе попадания их в врагу, фон Браун сдался в Баварских Альпах американским солдатам. Для США он был ценнейшим приобретением – имя разработчика «Фау-2» упоминалось первым в «Черном списке» ученых и инженеров, которых американцы хотели допросить в первую очередь. На состоявшейся после пленения пресс-конференции он заявил: «Мы знаем, что мы создали новое средство ведения войны, и теперь моральный выбор – какой нации, какому победившему народу доверить наше детище, – стоит перед нами острее, чем когда-либо прежде. Мы хотим, чтобы мир не оказался вовлеченным в конфликт, подобный тому, через который только что прошла Германия. Мы полагаем, что только передав такое оружие людям, которые руководствуются христианскими заповедями, мы можем быть уверены, что мир защищен наилучшим образом».
Выйдя из лагеря, фон Браун и другие немецкие ученые обучали американских коллег технологиям, которые лежали в основе ракетостроения. Чтобы гарантировать им безопасность, спецслужбы придумали им новые биографии и удалили из открытых источников все упоминания о связях с гитлеровским режимом. Отсюда и произошло название операции «Скрепка» – к личным делам сотрудничавших с нацистами ученых, получивших американское гражданство, прикрепляли скрепками новые биографии.
Перед тем как покинуть нацистский полигон в Пенемюнде, где велась разработка ракет, фон Браун и его подчиненные взяли с собой документацию, это помогло им продолжить начатые в Германии эксперименты. В 1956 году фон Браун стал руководителем программы разработки межконтинентальной ракеты «Редстоун» – первой в США крупной баллистической ракеты. А два года спустя было создано Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, НАСА, и фон Браун, который давно вынашивал планы использовать ракеты для исследования космоса, начал работу над космической ракетной программой. В итоге он стал создателем сверхтяжелой ракеты-носителя «Сатурн», которая доставила на Луну космический корабль «Аполлон-11», и, благодаря этому, одним из героев эпохи покорения космоса.