Posted 12 ноября 2021, 10:17
Published 12 ноября 2021, 10:17
Modified 7 марта, 13:05
Updated 7 марта, 13:05
Как известно, 11 ноября 2021 года Генпрокуратура РФ потребовала ликвидировать признанное иностранным агентом Международное историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество «Мемориал»*, учрежденного в январе 1989 года, то есть еще в СССР. Причина, по версии прокуроров - неоднократные нарушения закона об «иностранных агентах». Теперь к процессу подключилась и прокуратура Москвы, призвавшая запретить по тем же основаниям и признанный иностранным агентом Правозащитный центр «Мемориал».
Эти инициативы силовиков вызвали бурную реакцию в социальных сетях. Блогеры пишут, что это поистине эпохальное событие, которое свидетельствует, что страна окончательно сползла в новую идеологическую эпоху. В то самое новое, которое зовется хорошо забытым старым. Цель - уничтожить всех конкурентов на историческую память и отношение к ней. Упразднить саму идею уважения права и достоинства человека, обозначив примат государства над всем ОПЯТЬ. Печально еще и то, что, как говорит нам огромный исторический опыт, у всего этого, в итоге, не может быть иного применения, кроме военного... «Дело, стало быть, к войне», как пел Борис Гребенщиков:
«Мы строим счастье волей непреклонной,
Дорога нам указана вождем.
И, отстирав от пятен ТЕ знамена,
Мы тра-та-та ОПЯТЬ ТУДА идем.»
Политик Борис Вишневский называет это решение позором:
«Генеральная прокуратура подала иск о ликвидации «Международного Мемориала*».
Мол, они не ставили в каждой своей публикации клеймо «иностранный агент».
За это одну из главных правозащитных организаций в стране хотят уничтожить.
Ее хотят уничтожить наследники сталинских палачей, чьи преступления «Мемориал*» не дает забыть.
Несмываемый позор — тем, кто требует ликвидации «Мемориала*».
Позор и презрение — тем, кто придумал клеймо «иностранных агентов» и голосовал в Думе за его введение — четырем путинским партиям в разных костюмах: ЕР-ЛДПР-СР-КПРФ.
Возможно, это все-таки заставит задуматься кого-то из адептов пресловутого «умного голосования» — готовых по свистку голосовать за одних пропутинских кандидатов, только чтобы не прошли другие. Ну нет между ними никакой принципиальной разницы!
«Яблоко» шло на выборы, требуя вычеркнуть понятия «иностранных агентов» и «нежелательных организаций» из законодательства.
И будет этого добиваться всеми своими силами…»
Журналист Андрей Мальгин беспокоится за банк данных, собранный за все эти годы «Мемориалом»:
«Для «Мемориала» сейчас первейшая задача - сохранить собранный за 30 с лишним лет банк данных репрессированных и их палачей. Чекистский режим мечтает, чтобы это всё было стёрто из памяти поколений.
Ради этого, собственно, дали, по сути, пожизненный срок Юрию Дмитриеву. Стереть не только его самого, но и то, чему он посвятил свою жизнь. Вообще историки советского периода сейчас сильно рискуют, они первые враги чекистам.
А представьте, если после уничтожения «Мемориала» следующим шагом будет принятие закона об уголовной ответственности за упоминание сталинских репрессий. Или за умаление советских достижений. Или об оскорблении памяти о чекистах, этих святых людях. Никто не удивится, я думаю…»
Журналист Олег Кашин пишет на сайте другого иноагнета «Republic»*:
«Угроза ликвидации «Мемориала»* выпадает из общего ряда государственных атак на российские общественные институты и выглядит беспрецедентной и уникальной; если говорить на понятном государству языке — с таким же успехом можно было бы снести намоленный храм, потушить вечный огонь, разорить могилу. Все прежние погромные операции против политических и общественных организаций, редакций медиа, научных и образовательных институтов, какими бы болезненными они ни были, все-таки не выходили за пределы непосредственных отношений между государством и теми, кто ему не нравится. Здесь кроме государства и тех, кого оно уничтожает, появляется третий субъект — бестелесный, бесплотный, но очень хорошо заметный. Возможно, такое сравнение прозвучит неприятно для «Мемориала»*, но ближайший аналог атаки на него — репрессии в отношении религиозных организаций, прежде всего иеговистов, но также и тех мусульман, которых (крымский меджлис*, «хизбуты»* и т.п.) у нас политически мотивированно считают террористами или экстремистами. Как бы чудовищно это ни звучало, преследования за веру — уже привычная часть российской реальности, и стоит заметить, что даже если репрессируют малочисленные, невлиятельные, несимпатичные многим общины, да даже если одного верующего сажают за веру, это автоматически переводит всех остальных верующих в гораздо более унизительную, чем даже тюрьма, категорию, отныне они — те, кому верить позволено, разрешено; впрочем, это тема отдельного разговора, вести который пожалуй что и некому, просто не будем забывать — за веру некоторых в России сажают.
И теперь новая, непривычная пока глава — когда наказывают за память. Здесь есть, конечно, элемент нашей вечной проклятой неопределенности, когда теоретически можно допустить, что некий рыбоглазый чиновник, не вникающий в контекст, увидел в своей справочке, что какие-то там правозащитники не выполняют требований иноагентского закона, наложил резолюцию, и бездушный механизм бездушно заскрипел, но стоит признать, что вероятность такого объяснения исчезающе мала, и речь идет не о бездушном механизме, а именно о живых и все понимающих людях, у которых есть и голова, и сердце, и руки (холодная, горячее и чистые соответственно; по их корпоративной присказке), и душа тоже есть — просто черная, как принято говорить в таких случаях…»
Филолог и преподаватель Михаил Павловец объяснил, чем грозит обществу закрытие «Мемориала»:
«Те, кто сейчас открыто глумятся над этим или втайне ликуют, не признают очевидного: "Мемориал", "Последний адрес" и др. - это прежде всего о ценности жизни простого, рядового человека.
Без этой работы - не будет в стране нормальной медицины, где в больницах лечат, не унижая и не обирая: нормальная медицина невозможна там, где человеческая жизнь обесценена. Не будет образования со школами, куда ваш ребенок будет сам бежать поутру, а потом за семейным ужином взахлеб рассказывать о прошедшем дне. Я не говорю про полицию, к которой можно без боязни обращаться за помощью в трудную минуту.
Пожалуйста, не надейтесь, что уж нормальную медицину, школу, полицию Вы лично себе и своим близким купите. Не купите! Не трогайте "Мемориал", не срывайте таблички "Последнего адреса" - дайте самому себе шанс не быть изувеченным на больничной койке или в кутузке ОВД, поберегите своих родителей и своих детей…»
Фонд «Общественный вердикт»* опубликовал заявление, в котором потребовал отклонить иск о ликвидации Международного «Мемориала»:
«Генеральная прокуратура обратилась в суд с иском о ликвидации Международного общества Международный Мемориал. По версии ведомства, Международный «Мемориал» виновен в «систематическом нарушении законодательства об «иностранных агентах». Суд назначен на 25 ноября.
Мы убеждены, что это политическое решение, направленное на уничтожение крупнейшей правозащитной и просветительской организации в России. И в чем у нас нет сомнений, так это в том, что Международный «Мемориал» систематически, профессионально и честно делает свою работу по сохранению памяти и восстановлению исторической справедливости.
«Мемориал» сегодня — это не только основной независимый источник информации о нашей истории, но и сохранение сложной и страшной памяти о советских репрессиях и сталинском терроре. Это очень нужное российскому обществу просвещение, уроки прошлого, защищающие от повторений, попытки которых мы можем наблюдать сегодня. Беспамятные общества, отрицающие свое прошлое, лишены будущего.
Ведь пока мы помним страшные страницы нашей истории и не боимся давать им оценку, есть надежда, что подобное в будущем не повторится. Иск о ликвидации — это явная демонстрация желания все вычеркнуть из нашей жизни, предать забвению. Это акт, направленный против российского общества.
Мы гордимся тем, что Международный «Мемориал» является одним из учредителей Фонда «Общественный вердикт». На всем протяжении нашей жизни мы постоянно чувствовали участие, поддержку и помощь наших коллег из «Мемориала», всегда считали и считаем «Мемориал» нашим важным партнером.
Мы выражаем поддержку и солидарность коллегам. Иск о ликвидации должен быть отклонен…»
* Все, помеченные звездочками организации, являются иностранными агентами на территории РФ.