Казахстанская энергетика уходит арабским шейхам: кто стоит за сделкой на миллиарды?

12 ноября 2021, 18:22
Парламент Казахстана собирается ратифицировать межправительственное соглшение с Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) по реализации совместных проектов на общую сумму свыше $6 млрд. В настоящее время эмиратские компании участвуют в реализации 11 крупных инвестиционных проектов в Казахстан.

Иван Петровски

Правительством Казахстана подписано межправительственное соглашение об установлении долгосрочного стратегического партнерства с ОАЭ по развитию проектов в приоритетных отраслях экономики. Документ направлен на реализацию проектов в энергетическом, агропромышленном, транспортно-логистическом, фармацевтическом и финансовом секторах национальной экономики Казахстана общим объемом инвестиций более $6 млрд", - пояснили в пресс-службе правительства Казахстана.

Основным партнером Казахстана в реализации соглашения станет суверенный фонд Абу-Даби ADQ. В рамках соглашения казахстанское АО "Самрук-Казына" намерено создать совместный энергетический холдинг для развития возобновляемой и традиционной энергетики. Планируется реализовать совместные проекты по строительству в Казахстане солнечных, ветровых и гидроэлектростанций общей мощностью 5 ГВт.

Кроме того, АО "Kazyna Capital Management" и ADQ учредят совместный венчурный фонд на $100 млн для финансирования совместных стартап-проектов в сферах IT, телекоммуникаций, технологий производства продуктов питания и других. ADQ также примет участие в строительстве сети оптово-распределительных центров в Казахстане, сообщает ТАСС.

Однако за оптимистичными рапортами и мантрами об углеродной нейтральности и "зеленой" энергетике, которую будто бы построят на деньги арабских шейхов, стоят вполне реальные проблемы страны и ее граждан.

Первая проблема - кто оплатит дубайские инвестиции?

Разумеется, весь казахский народ за счет резкого повышения тарифов на электроэнергию или за счет косвенных налогов из бюджета страны. Примерная сумма - 10 млрд долларов. Это обещанная правительством денежная компенсация должна покрыть расходы инвесторов и принести им гарантированную властями прибыль как минимум в 13 процентов.

Откуда взялась это "норма прибыли" на фоне нулевых банковских процентов в долларовой зоне и отрицательных в зоне евро, обьяснить никто не берется.

Известно, что Казахстан уже пообещал всему миру, что к 2030 году снизит выбросы в атмосферу на 15 процентов от уровня 1990 года, а к 2060 году - эпоху "нулевого баланса парниковых газов" -доля возобновляемых и альтернативных источников энергии достигнет более 80 % от общего энергобаланса страны.

Звучит красиво. Как и сказки европейских политиков о ветряках и солнечных батареях вместо газа и нефти. Тех самых ветряках, что явно оплошали этим летом, после чего цены на газ на спотовых рынках взлетели до рекордных 2000 долларов, а нефть за полгода прибавила в цене 135 процентов, уверенно приближаясь к 90 долларов за баррель. Аналитики говорят, что и сотня за бочку - отнюдь не предел ближайших месяцев.

Необходимо также четко осознвать что на сегодня срок жизни энергостанции на возобнговляемых источниках энергии (ВИЭ) составляет не более 25 лет, будь то ветрянные станции или солнечнные. Таким образом, на момент когда арабские шейхи вернут c прибылью свои деньги, от самих станции уже ничего не останется они физически устареют и Казахстан вернется к той же проблеме с которой столкнулся сегодня, таким образом казахи останутся у разбитого корыта.

Теперь скептики и вовсе горько шутят, что в погоне за мифическими нулевыми балансами и низкоуглеродной энергетикой казахи пересядут с полюбившихся Лексусов и Мерседесов на коней, мулов и верблюдов, а освещать прекрасные новостройки Нурсултана будут лучинами, подбрасывая кизяки в печки-буржуйки.

Ведь стоит иметь в виду, что ценой борьбы с углеродной энергетикой может стать деиндустриализация экономики. И это при том, что к 2060 году потребность страны в энергии вырастет еще в два-три к сегодняшнему уровню.

Председатель правления АО «Самрук-Қазына» Алмасадам Саткалиев публично признал, что при разработке прогнозного баланса критически важно не допустить деиндустриализации экономики. Дескать, с этой непростой задачей должны справиться новые возобновляемые источники с активным развитием смарт-грид технологий и систем аккумулирования и хранения энергии.

Звучит тоже красиво. Но справятся ли они - большой вопрос.

Еще большие сомнения вызывают намерения арабов прикупить значительную часть казахской энергетики.

Почему именно дубайские шейхи пожаловали в Нурсултан? Они владеют современными технологиями? Нет. Все передовые технологии и оборудование происходят из стран Запада, а не Ближнего Востока.

Опять же не понятен уровень серьёзности этих инвесторов и стратегических партнеров. Одно строительство среднеазиатского небоскреба «Абу-Даби Плаза» в городе Нурсултан чего стоит. Всем известный печальный пример международного долгостроя, он также возводится компаниями-инвесторами из Абу-Даби должно стать уроком. Наверное это хрестоматийный пример того, как реализуются проекты инвесторами из Абу Даби в Казахстане. Небоскреб строится уже лет десять, за это время уже два раза горел, для его строительства в большом масштабе привлекались индийские а не казахские рабочие как это было обещано. Как результат недовольство, крупные межнациональные стычки между рабочими прямо в центре столицы. А небоскреб не достроен до сих пор…

Научит ли казахов это опыт хоть чему-нибудь или они продолжат наступать на те же грабли работая с инвесторами из Абу Даби? Ведь вопрос передачи крупнейшей энергокомпании страны и национальных электрических сетей арабам – это даже не небоскреб в центре столицы, это вопрос национальной безопасности и по сути энергетической независимости Казахстана.

Так что радоваться и бить в литавры при появлении арабских инвесторов точно не стоит. А вот задуматься об угрозах энергетических безопасности Казахстана и его жителей - стоит всерьез. Слишком дорого обходятся эксперименты с иностранными инвесторами в стратегических отраслях.

"Непонятно, сколько арабские инвесторы заплатят за 49% «Самрук-Энерго», в состав которой входят основные угледобывающие предприятия, тепло- и гидроэлектростанции Казахстана, а также сбытовые и сервисные активы. Цена акций неизвестна, сделка публично не обсуждается." - отмечает деловое издание Бизнес.ФМ.

И у многих возникает вопрос: зачем продавать «Самрук-Энерго» иностранным инвесторам, ставя под угрозу энергетический суверенитет страны, если в самом Казахстане нашлись бы желающие купить этот актив? Говорит казахстанский политик, экс-кандидат в президенты Амиржан Косанов:

«Я думаю, что здесь, наверное, речь идет о каких-то договоренностях между конкретными кланами, которые есть во власти Казахстана, с арабским миром. Если речь идет о передаче каких-то активов в собственность другому государству, то общество должно об этом знать, и в Казахстане есть собственные средства. Есть тот же Пенсионный фонд, где находятся порядка 30 млрд долларов. Есть собственные резервы, есть собственный отечественный бизнес и собственный капитал, который мог бы участвовать в этом процессе. Поэтому этот вопрос должен обсуждаться в обществе».

Да кстати, местные аналитики вполне допускают, что, получи понятные льготы и гарантии, которые обещаны иностранцам, в развитии энергетики могли поучаствовать и казахские предприятия и бизнесмены, располагающие сегодня весьма немалыми средствами, опытом и возможностями.

Не исключено, что в недалеком будущем вопрос о росте цен на электричество и тепло станет одним из главных в парламенте. Вот только решать будут не казахские законодатели, а шейхи из ОАЭ.

Мрачноватая перспектива для страны, которая является одним из серьезных игроков мировом рынке энергоносителей и для которой понятие "независимости" и "суверенитета" являются в прямом смысле и без всякой иронии священными.

#Сергей Таранов #Инвестиции #Экономика #Новости #ОАЭ #Казахстан #Зеленая энергетика #Энергетика #Инвесторы
Подпишитесь