В конце октября в СМИ и социальных сетях были опубликованы сообщения о том, что в России могут появиться частные кладбища и крематории. Разработку законопроекта планируют завершить к 2022 г. Эксперты утверждают, что в этом случае, похоронное дело в стране, наконец, наладится: цены станут предсказуемыми, исчезнут «дополнительные» услуги, а точнее, взятки и поборы, в которых так часто обвиняют монополиста на этом рынке – компанию «Ритуал».
Однако, как пишет экономист Никита Кричевский, такая перспектива не по душе тем, кто наживается на ритуальной коррупции:
«Взять, к примеру, президента Союза похоронных организаций и крематориев России Павла Кодыша, при оценке нововведения не стеснявшегося передергивать. Вот его комментарии от первого лица:
«Полагаясь на опыт Европы и других стран, люди уходят от частных кладбищ. Нам не надо их делать. Пока мы не можем обеспечить в норме свои общегосударственные городские муниципальные кладбища, как же мы можем думать о частных кладбищах?».
Строго говоря, процедура «последнего прощания» в Европе, как правило, платная. Исключения бывают только для социально незащищенных слоев населения. Нормальная практика – аренда участка на 20 и более лет. Скажите, как Европа уходит от частных кладбищ, если до окончания аренды много-много времени?
«Отдавать эти кладбища нельзя ни в коем случае. Наши кладбища, которые создало наши государство и наши предки, продавать и акционировать их нельзя и невозможно».
Кодыш пытается напугать публику предстоящим акционированием муниципальных, городских и федеральных кладбищ, а то и полным их переходом в частные руки. Но речь идет о создании исключительно новых частных кладбищ, причем предыдущий опыт есть и немалый.
Не по вине ритуальных компаний та правильная концепция приказала долго жить. По чьей? Вопрос риторический…»
И вот по сообщению сетевого издания Readovka: в Новой Москве неподалеку от Подольска начинают строить крупнейшее в Европе кладбище (507,2 га) с крематорием вблизи пос. Щаповское, д. Овечкино и СНТ «Белые Березки. Соответствующее Распоряжение Москомархитектуры издано 3 июня 2021 г. А 23 августа заключен договор на сумму 28 млн руб. на «выполнение работ по подготовке разделов проекта планировки территории Мемориального комплекса с крематорием».
Суммарная площадь всех 136 столичных кладбищ, по данным ФГУП «Ритуал», — около 1880 га, из которых около 710 га приходится на «старую» Москву, более 400 на Новую и более 760 га на Московскую область. Прирост – сразу на 27%.
В «Адресной инвестпрограмме Москвы» (постановление правительства Москвы №748-ПП от 10 октября 2017 г.) стоимость строительства мемориального комплекса в Щаповском оценена в 1,95 млрд руб. Но это без инфраструктуры и «теми деньгами».
Readovka предполагает, что проект Щаповского кладбища реанимирован по причине большой COVID-смертности, однако Кричевский с этим не согласен: «По заверениям участников рынка, мест на действующих кладбищах хватает, да и крематории работают без перенапряжения.
Мы считаем, что бенефициары ГБУ «Ритуал» строят себе запасной бизнес-аэродром.
Не исключено, что погост в Щаповском станет крупнейшим в России частным кладбищем. Пока в формате ГЧП, а там, будет видно…»
Однако, у этого грандиозного проекта возникают крайне неприятные последствия, которых перечисляет Кричевский:
«Мы сейчас не об экологии, хотя понятно, что с началом функционирования кладбища и крематория о чистоте грунтовых вод можно будет забыть.
Мы не о транспортной доступности: к этому месту ведет одна двухполосная дорога, хотя строить дороги мэрия страсть как любит.
Мы даже не о приговоренном к вырубке лесе, а сейчас территория будущего кладбища – один сплошной лес .
Мы о том, что несчастным дачникам из «Белых березок» нужно срочно бежать, продавая имущество за любые деньги. Потом, когда Собянинский погост начнет действовать, к вам даже на смотрины не поедут…»
И правда, по сообщениям СМИ, местные жители уже выступают против строительства кладбища.