Как уже сообщили «Новые Известия» ректору знаменитого университета «Шанинки» Сергею Зуеву, задержанному по делу о мошенничестве вместе с экс-замминистра просвещения Мариной Раковой и рядом других фигурантов, изменили меру пресечения. Теперь вместо назначенного судом домашнего ареста он отправлен в СИЗО. Инициатором выступили органы следствия и прокуратура.
Педагогический коллектив и студенты «Шанинки» шокированы новостью об аресте Зуева. В коридорах раздается один и тот же вопрос: «Зачем они хотят его убить?» Они – в данном случае, видимо, органы следствия и прокуратура, которая, к слову, и выступила инициатором нового судебного процесса по мере пресечения. А ещё в «Шанинку» нагрянули проверяющие, причем, и эти проверки, как говорят педагоги, происходят с подачи прокуратуры.
Известно, что с начала года Зуев перенес уже три хирургических вмешательства. И врачи пришли к выводу, что ему нужна еще одна операция – на этот раз шунтирование другой ноги. Это не тот случай, когда человек прячется за своей болезнью. Да и зачем помещать в СИЗО до приговора, если дело экономическое? Профессора университета комментируют это событие: «У нас есть гипотеза – у следствия ничего на него не нашлось, так что оно хочет воспользоваться его состоянием, чтобы выбить какие-то показания. Заключение под стражу для них, видимо, единственный способ. Сказать, что мы возмущены арестом, ничего не сказать. Ощущение шока».
Говорят также, что студенты и педагоги собираются выйти на улицы в защиту своего ректора. Журналист Аркадий Дубнов пишет в своем блоге:
«Абсолютное бесстыдство государства Российского - перемещение из-под домашнего ареста в СИЗО 67-летнего ректора Шанинки Сергея Зуева, только что перенесшего операцию на сердце. Мрак и мерзость…»
Сетевой аналитик Кирилл Лятс напоминает о том, что посадки интеллигенции в России всегда были чем-то обыденным, и вряд ли кто-то будет протестовать сегодня по этому поводу:
«Сегодня мало отличается в этом смысле от 20-х годов прошлого века. Так же: пришли, - пройдемте! - посадили в машину, отвезли в тюрьму. Та же покорность, то же молчаливое изумление (нет, скорее страх, смешанный с облегчением, что не его!) на лице окружающих, та же боязнь сказать слово или, тем более, вцепиться в рукав уводимого.
Бесконечная готовность идти на Голгофу при малейшем окрике быдла, переодевшегося в шинель с погонами. Да что Голгофа - это было бы, по крайней мере, достойно, какое-то мессианство, - нет, просто в пропасть, просто в печь.
Не осталось ценностей, за которые кто-то хочет пасть, защищая близкого человека.
Страх снова витает над городом, вполне себе ожиревшим, но уже совсем не вегетарианским.
Способных подняться, выйти, протестовать уже нет. Пролетарии давно все в ипотеке, студентам все до звезды, кроме смартфонов, музыки и денег.
Мы на новом витке человеческого оскотинивания. И возвращения можно ждать долго, лет 50…»
Правозащитница и журналистка, дочь знаменитых советских диссидентов Зои Крахмальниковой и Феликса Светова Зоя Светова уверена, что арест Зуева - это еще одно доказательство того, что институт суда в стране полностью разрушен:
«Это моя страшная страна. Мне очень стыдно, что я не могу остановить этот беспредел. Вчера, сегодня, завтра. Прочитав этот Верин текст, я вспомнила, что однажды видела Сергея Зуева у своих друзей на даче. С какой любовью он говорил о своём сыне Глебе, о его рисунках. Сегодня Сергей Зуев на нарах в СИЗО. Наверное, в карантинной камере. Судья Мосгорсуда получил указание отправить его туда. Тяжелобольного, после операции на сердце. Это не просто очередной арест явно невиновного человека. Это показательный арест - «мы можем все, что захотим». Что этому противопоставить? Писать Сергею в СИЗО, собирать деньги на Адвокатов. И знать, что любой беспредел заканчивается. Как же все это напоминает « черноту» конца 70-х, начала 80-х. Да, есть нюансы. Но это неуловимый запах «глухой поры листопада». Я помню эту атмосферу ужаса, потом мобилизацию, потому что нужно встречаться с адвокатами, делать передачи в тюрьму, помню, как боялись друзья приходить в дом. Помню и других, кто приходил, приносили деньги, писали письма поддержки, иностранных журналистов, суды, свидания в СИЗО. И вот это снова стучится в наши двери. Да, уже давно. Но казалось, что после гибели в СИЗО Магнитского, после смерти Алексаняна, после миллиона статей, которые мы обо всем этом писали - для той части элиты, которая ещё не окончательно омертвела, невозможно допустить то, что они допустили, так цинично, демонстративно нагло отправить человека в СИЗО с единственной целью - сломать его. Я очень надеюсь, что Сергей все это выдержит физически. Морально тем более - ведь такое подонство вызывает внутреннее сопротивление. Я очень надеюсь, что решение Мосгорсуда будет отменено. Но, повторюсь, мне стыдно, что мы не докричались. И права Вера Челищева - и мы виноваты, что институт суда в России разрушен. Значит, мы плохо писали…»
Адвокат Алхас Абгаджава поддерживает выводы Световой, и задает вопросы московским судьям, принявшим такое решение:
«Ректора Шанинки Сергея Зуева все же отправили в СИЗО.
Суд апелляционной инстанции удовлетворил представление прокуратуры о необходимости заключения под стражу, так как домашний арест не исключит того, что обвиняемый скроется, повлияет на ход расследования, уничтожит доказательства и так далее.
А теперь давайте пройдемся по обоснованности такого решения суда.
Требовали заключения под стражу доблестные следователи ГСУ МВД РФ по г. Москве.
Сергей Зуев - ректор высшего учебного заведения. Ему 67 лет, не судим, у него безупречная репутация и яркая биография. К сожалению, еще ряд серьезных заболеваний и недавняя операция.
Много вы слышали историй, как немолодой известный ректор, никогда ранее не привлекавшийся к уголовной ответственности, уничтожал доказательства по делу, угрожал свидетелям, или бежал лесами и полями через кордоны?
Вот и я не слышал.
А сколько вы слышали историй о взятках, мошенничестве, превышении полномочий сотрудниками МВД вообще и сотрудниками этого самого ГСУ, в частности?
Сотни, правда?
У меня, в связи с этим, к судьям Мосгорсуда только один вопрос - кого вы за практику чаще "закрывали", известных ректоров вузов, или сотрудников правоохранительных органов?»