Почти месяц назад «Новые Известия» опубликовали материал «Кто вы, Евгений Тепляков?», посвященный странностям в биографии отца Алисы Тепляковой – 9-летней студентки факультета психологии МГУ. В этой статье высказывались вполне обоснованные опасения в том, что на самом деле Алиса пала жертвой непомерных амбиций своих родителей, которые без стеснения эксплуатируют ее способности. Сомнений в том, что такая спешка пойдет только во вред девочке практически нет. Тем более, что и талантов особых за ней замечено не было, а, стало быть, нужно признать, что родители просто лишили Алису детства.
Писатель и публицист Марина Шаповалова, озаботившись судьбой Алисы Тепляковой, убедительно доказывает в своей публикации, что в этой дикой ситуации виновны отнюдь не только родители девочки, но и те, кому весь хайп по поводу ее преждевременного студенчества только на руку:
«Девятилетняя студентка психфака МГУ - хороший информационный повод. Не только для её отца.
Девочка обычная, поведение соответствует возрасту, никаких признаков опережающего развития. (Девятилетние девочки бывают и взрослее, лучше умеют контролировать свою моторику.) Хорошая память, как у большинства детей. Родители форсировали её эксплуатацию максимальной нагрузкой чтением. В результате девочка прочла и запомнила несколько сотен учебников. На «троечку» запомнила, как выяснилось по результатам ЕГЭ, но и этого хватило для раздувания истории.
Итак, мы имеем реанимацию мифа о суперспособных детях. Но в особом изводе, мало напоминающем прежние феномены.
Мода на вундеркиндов - не новость. Видали мы разных. О некоторых знали задолго до моды.
Изломанные и трагические судьбы сделанных взрослыми вундеркиндов, кажется, давно охладили родительские амбиции - слишком очевидно стало, что ничем хорошим «демонстрации фокусов» не заканчиваются. Но в этом году скучающей у российского телевизора публике предложили нечто совсем другое. Заурядную маленькую девочку, про которую ясно одно: у её папы очень большие проблемы не только с головой.
Над девятилетней старшей сестрой Лейи, Хеймдалля, Терры, Айлунга, Фейлунга и Тесея явно издевается психически нездоровый отец. Алиса его боится, всегда смотрит только на него, ожидает только его реакции. При нём не способна ни с кем коммуницировать. В угоду ему готова за два года перечитать учебники, в том числе и такие, которые ребёнку в руки давать нельзя. Она, разумеется, этого не понимает. Как и того, что ни понять в них, ни запомнить ничего не сможет. Она «подведёт» папу, что выяснится очень скоро, и чего он ей не простит. Но взрослые вокруг охотно подыгрывают её отцу и продолжают этот опасный цирк. Вместо того, чтобы попытаться спасти ребёнка от неизбежной трагической развязки затеянного представления.
Смешно говорить, что «казус Алисы» демонстрирует недостатки образовательного стандарта с тестированием по ЕГЭ. Само собой, этот ребёнок никогда не сдал бы даже обычные школьные экзамены по прежним программам. И никогда не мог бы быть зачислен в ВУЗ. Достаточно на неё посмотреть и попытаться поговорить с ней, чтобы это понять. Зачем ректорату МГУ играть в этот абсурд, соглашаясь ломать психику маленькой девочки - уму непостижимо. И некому её спасти.
Алиса - не вундеркинд ни в каком смысле. Она - обычный ребёнок, подвергающийся беспрецедентному родительскому давлению. В организованном вокруг неё извращённом информационном поле. Больше похоже на то, как если бы ребёнка выбросили на арену с голодными хищниками - скучающая публика слегка оживилась и наблюдает, хрустя попкорном…»