Posted 4 ноября 2021,, 10:42

Published 4 ноября 2021,, 10:42

Modified 7 марта, 13:16

Updated 7 марта, 13:16

Тамара Эйдельман - о празднике: "Единство в 17 веке было, но не в борьбе с поляками"

Тамара Эйдельман - о празднике: "Единство в 17 веке было, но не в борьбе с поляками"

4 ноября 2021, 10:42
4 ноября в России уже в шестнадцатый раз пройдёт День народного единства. По данный ВЦИОМ только треть граждан страны знает о том, что отмечается в этот день. Что же мы празднуем, рассказала в очередном выпуске "Уроки истории" на своём ютуб-канале Тамара Эйдельман.

По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, 32% соотечественников знает, что 4 ноября в стране отмечается День народного единства. Ещё 24% опрошенных полагают, что 4 ноября отмечают День единства/единения, а 4% уверены, что празднуют День независимости России. По мнению 3%, 4 ноября отмечается День России. По 2% респондентов сказали, что это День примирения или согласия или День Конституции России. Еще 1% россиян известно, что на эту дату выпадает праздник Казанской иконы Божьей Матери.

Историк, заслуженный учитель России Тамара Эйдельман посвятила этому празднику очередной выпуск программы "Уроки истории" на своём ютуб-канале:

В 2005 году у нас появился новый праздник 4 ноября – День народного единства.

Считается, что мы отмечаем годовщину того события, которое произошло в 1612 году, когда Народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским выбило польские отряды из Китай-города в центре Москвы. Поляки укрылись в Кремле и ещё некоторое время сидели там, но главная победа была одержана.

В 17 веке Россия пользовалась Юлианским календарём (летоисчисление по старому стилю), который расходится с Григорианским календарём, принятым сегодня. Каждый век расхождения были разными. Таким загадочным образом это событие пересчитали по разнице 21 века, и получилось, что 22 октября по старому стилю – это 4 ноября. Но в 17 веке расхождение было другое, поэтому 22 октября по Григорианскому календарю считалось 1 ноября. Получается фактически, что это не столько годовщина победы, сколько годовщина дня Казанской Божьей Матери, который и сегодня церковь отмечает 22 октября, соответственно, по новому стилю 4 ноября.

Празднование Казанской Божьей Матери было приурочено к 22 октября именно потому, что в этот день была одержана победа.

Интереснее выяснить, что это была за битва, и как польский гарнизон оказался в Москве? Почему Минин и Пожарский собрали ополчение и двинулись на Москву? Где была армия, которая должна была защищать город?

Чтобы в этом разобраться, имеет смысл начать с 1584 года, когда умер царь Иван Грозный, оставив разорённую и очень обедневшую страну. Престол он мог передать только своему сыну. К моменту его смерти из многочисленных детей осталось только двое – сын от первой жены Анастасии Романовой, Фёдор, и совсем маленький мальчик, царевич Дмитрий. Он был сыном последней жены Марии Нагой, которая уже ни по каким канонам считаться законной женой не могла. Она считалась царицей и женой царя, но церковь столько браков не признавала. Мария Нагая была седьмой или восьмой женой, поэтому её сын никаких прав на престол иметь не мог.

Фёдор Иоанович был уже взрослым и женатым, но и сам Грозный, и все окружающие понимали, что хорошо править он не сможет. Поэтому, умирая, он назначил бояр, которые должны были помогать новому царю. Очень быстро один из членов совета оттеснил всех остальных и стал практически единовластным правителем. Это был Борис Годунов, управлявший страной до смерти Фёдора Иоановича в 1598 году. Детей у него не остаётся, царевич Дмитрий погибает за семь лет до этого в Угличе. Династия прервалась. Собирается Земский Собор, который выбирает на царство Бориса Годунова.

В Литве в слуги к магнату Адаму Вишневецкому поступает Григорий Отрепьев, который заявляет, что он – спасшийся царевич Дмитрий. Вишневецкий был заинтересован в том, чтобы Польша пошла войной на Россию. Он считал, что московские цари отняли у него часть владений. Адам Вишневецкий отвозит Григория Отрепьева в Краков к королю, где его признают наследником московского престола.

Король Сигизмунд не хотел ввязываться в войну с Россией, но и не запретил своим подданным. Адам Вишневецкий и Юрий Мнишек, к дочери которого царь Дмитрий посватался, набирают войско. Григорий Отрепьев, царь Дмитрий Иоанович, как его уже называют, отправляется с войском в Россию. Войско терпит сокрушительное поражение, но по Руси пошёл слух о том, что объявился сын Ивана Грозного. К нему приходят отряды казаков, города открывают ворота. Умирает Борис Годунов. На трон восходит его сын Фёдор, молодой и не очень готовый к правлению.

Большое войско Григория Отрепьева входит в Москву. Фёдора Годунова и его мать убивают, Лжедмитрий становится царём. Это первое появление поляков в Москве, потому что вместе с казаками и русскими горожанами пришла часть поляков.

Против Лжедимитрия поднимает восстание боярин Василий Шуйский, который в течение многих лет лавировал между разными силами. Шуйский был тем человеком, который возглавлял следствие о гибели царевича Дмитрия в 1591 году в Угличе. Он допросил огромное количество людей и заявил, что царевич упал и напоролся на ножик. Когда Лжедмитрий захватил трон, Шуйский признал его царём, опровергнув собственные решения, сделанные 15 лет до этого. Он тут же начал плести заговор против Лжедмитрия, который его разоблачил, но простил. Второй заговор увенчался успехом. Тело Лжедмитрия сожгли, положили в пушку и выстрелили в сторону Польши.

Но по стране пошёл слух, что царь спасся. Василия Шуйского выбирают царём и он правит до 1610 года.

Появляется Лжедмитрий Второй, которого поляки используют, чтобы удержаться в России. Марина Мнишек, жена Лжедмитрия Первого, которая уже собиралась вернуться в Польшу, была задержана поляками и её вынудили признать Лжедмитрия Второго своим спасшимся мужем.

Василию Шуйскому пришлось сразу же столкнуться с Лжедмитрием Вторым, который остановился рядом с Москвой, в Тушине. Польские отряды бродили по разным частям страны. Шуйскому пришлось обратиться за помощью к шведам, которая прислала отряд. В это же время казаки, крестьяне, часть служилых людей по-прежнему вдохновляются мыслью о том, что царь Дмитрий жив, и начинается мощнейшее восстание, то, что в учебниках называется крестьянской войной под предводительством Ивана Болотникова. Вообще-то историки давно считают, что это не крестьянская, а гражданская война, в которой участвуют практически все слои общества. Восставшие под руководством Болотникова доходят до Коломенского. Шуйский оказывается в тяжелейшем положении: денег в казне нет, власть шатается. В 1610 году его свергают и насильно постригают в монахи. Как раз в это же время погибает Лжедмитрий Второй, который был отброшен от Москвы в сторону Калуги. Возникает вакуум власти.

Знатнейшие бояре начинают искать кандидата, отправляют посланника польскому царю Сигизмунду с просьбой прислать сына, пятнадцатилетнего королевича Владислава. Пусть он правит в Москве. Но переговоры заходят в тупик, так как Владислав отказывается перейти в православие. Но формально Владислав считается королём. Он отправляет довольно большой гарнизон во главе с гетманом Станиславом Жолкевским в Москву, который правит от имени королевича Владислава.

Такая ситуация складывается к 1611 году, когда начинается борьба против представителей польского короля.

Те самые силы, которые участвовали в свержении царя Фёдора Годунова, поддерживали или выступали против Лжедмитрия Первого, боролись против Василия Шуйского, объединяются и идут на Москву выгонять поляков. Историки назовут это первым ополчением. Это ополчение потерпело поражение.

Осенью 1611 года жители Нижнего Новгорода поручают купцу Кузьме Минину начать собирать новое ополчение. Они обращаются к князю Пожарскому, участнику первого ополчения. Собирается новое войско, которое идёт к Москве.

В том момент, когда второе ополчение осаждает Москву, подходят свежие польские силы. Отряды Пожарского врываются в Китай-город 22 октября 1612 года. Поляки отступают. Пожарский идёт с иконой Казанской Божьей Матери, поэтому этот день становится её праздником. Поляков выбивают из Китай-города, уцелевшие прячутся в Кремле. Победа 22 октября была принципиально важной, а через несколько дней уже сдался и кремлёвский гарнизон.

Польская интервенция закончилась.

Мы говорим о Дне народного единства, но единства тут совсем не видно. Отряды, собранные Мининым и Пожарским, так называемые земские отряды, совершенно не хотят стоять рядом с казаками. Отношения очень настороженные, вплоть до того, что убивали вождя враждебного отряда. Хотели грабить своих же русских людей. На самом деле, единство было. Оно только заключалось совсем в другом. Вовсе не в том, что все собрались и накостыляли полякам. Единство в годы Смуты начинало только формироваться, удивительное, не слишком характерное для нашей страны. Существовал Земский собор. Первые Земские соборы начали собираться ещё при Иване Грозном, затем они получили невероятное влияние в эпоху Смуты, но при первых Романовых постепенно сошли на нет. А при чём здесь единство? Притом, что Земский собор – это собрание разных людей из разных групп населения, из разных мест страны, которые собираются и решают важнейшие для страны вопросы.

"