Как известно, День народного единства был учрежден взамен другого ноябрьского праздника, главного во времена СССР – Дня революции. Однако, по-настоящему праздником этот день так до сих пор и не стал по одной банальной причине: никакого единства в российском обществе и близко не наблюдается. Даже наоборот, с каждым годом оно все отчетливее делится по имущественному признаку. Об этом пишут сегодня многие блогеры в социальных сетях.
Журналист Кирилл Шулика недоумевает, кого и как поздравлять с этим праздником:
Честно говоря, я даже не знаю, как поздравлять с Днем народного единства и чего желать. Вот реально. Понятно, что это банальная замена 7 ноября, потому что выходной в ноябре для советского человека скрепа. Но новый мир такой, что нерабочих дней теперь много и смысл праздника тем более вымывается.
Общественный деятель Вера Афанасьева перечисляет тех, кто составляет это единство:
«По поводу народного единства лучше всех сказал один мужик в поезде на Саранск при обсуждении перспектив родного края:
- Ничего, немцев пережили, и фашистов переживем»
Сегодня все:
нищие и сказочные богачи;
депутаты и те, кто их не избирал;
росгвардейцы и политзаключённые;
фсиновцы и те, кого они пытают;
доносчики и те, на кого они доносят;
агрессивные верующие и запуганные атеисты;
люди, предлагающие сажать антиваксеров, блогеров, стендаперов, феминисток, либералов (и даже самокатчиков) и сами антиваксеры, блогеры, стендаперы, феминистки, либералы (и даже самокатчики) -
по замыслу тех, кто насадил всю эту чудовищную рознь в стране должны праздновать День народного единства.
А праздновать-то нечего и не хочется никому.
Единство? Какое-такое единство?»
Аббас Галлямов удивляется новой форме проявления так называемого «единства»:
«В преддверии Дня народного единства власти делают всё возможное для обеспечения оного. Вот, например, правительство только что засекретило закупки Росгвардии и ФСО. Чуть раньше то же самое было проделано с расходами Минобороны, ФСБ и СВР.
Ясно ведь, что именно лишняя информация о государственных тратах мешают обществу слиться в экстазе единства с властями. Не зря одна из отечественных духовных скреп гласит, что приумножая познания, приумножаешь печали…»
Политолог Дмитрий Михайличенко тоже уверен, что никакого единства нет и в помине, потому что на самом деле власти оно не нужно:
«Национальное единство, в условиях запредельного разрыва уровня доходов между богатыми и бедными, – может быть только диалектическим, оно глубинному народу не понятно. А вот атомизированная реальность и тезис «каждый сам за себя» – вполне понятен и является нормирующим мейнстримом как для правящего класса, так и для глубинного народа.
Постоянный (а не ситуативный) запрос на сотрудничество, кооперацию, самореализацию и активную гражданскую позицию способны демонстрировать только образованные люди с доходами не ниже средних. Наложение посткрымского на ковидный кризис больно ударило именно по ним: сужается база людей, готовых демонстрировать активную гражданскую позицию.
Для тех, кто испытывает повседневные бытовые сложности и дефицит денег – активная гражданская позиция возможна лишь ситуативно, в случае протестной реакции на какие-то очень резонансные несправедливости властей (пенсионная реформа, обязательная вакцинация или региональные кейсы типа Куштау или Шиеса). Но играть в долгую обремененные бытовыми проблемами и необходимостью бороться за выживание они не готовы.
В современном российском обществе нет в чистом виде феномена классовой ненависти, но есть классовый ресентимент (обида, горечь, зависть). Глубинный народ обижен на государство. И обижен очень сильно.
Философ Мишель Фуко прекрасно показал, что рост народонаселения в разных обществах зависит от интересов правящего класса. Например, в средневековой Европе главной ценностью была земля и не нужно было много людей, поэтому «овцы ели людей», то есть английские лорды сгоняли крестьян с их участков и на этом месте создавались пастбища.
Но во время промышленной революции все поменялось. Производственные мощности стали требовать больше рабочей силы. Появились фабрики, заводы, города-миллионники, гигиена и государственное здравоохранение.
Социологи зафиксировали: 61% считает, что ковид – это форма биологического оружия. Что это? Это реакция жителей страны на осознание своей ненужности власти.
Можно говорить об умеренном консерватизме, сбережении народа и т.д., но реалии таковы, что правящему классу – не нужна населенная Россия. Им нужны дешевая и неквалифицированная рабочая сила в виде мигрантов (экспорт крепостных, которые для общества – иноагенты), им нужны вахтовики, которые обслуживают нефте-газовую трубу. И эта суровая реальность плохо упаковывается в идеологемы про «Единство»…»