Юлия Сунцова
В настоящее время законопроект депутатов от ЛДПР Максима Зайцева и Ивана Пиляева «О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проходит в Госдуме первое чтение.
Как известно, в России дети-сироты по достижению 18 лет имеют право на получение квартиры от государства. Мера поддержки носит заявительный характер. Законодательство определяет временной период, в течение которого необходимо подать документы для постановки в очередь на получение квартиры детям-сиротам. Такая возможность наступает с 14 лет и до 23 лет включительно. Право на получение льготы возникает в день совершеннолетия (18 лет) и сохраняется до момента полной его реализации, то есть до получения квартиры. По закону, выделить жилье обязаны из специального жилищного фонда региональные власти. Миллиардные субсидии субъектам на исполнение этих расходных обязательств, однако, выделяет федеральный бюджет.
В течение последних лет в стране не решается эта важная проблема, а очереди на получение жилья для сирот не уменьшаются. Выпускники детдомов ждут обещанные квартиры годами.
Согласно данным Единой государственной информационной системы социального обеспечения, по состоянию на 01 апреля 2021 года в Российской Федерации количество детей-сирот, включенных в очередь на обеспечение жилыми помещениями составляет 285 585 человек. Из них у 195 623 получателей право на обеспечение жильем наступило, но не реализовано (18 лет и старше).
Несмотря на ежегодные целевые транши от федеральных властей, многие регионы не закупают жилье для детей-сирот, и высылают неисполненные бюджеты обратно в Москву. Почему так?
Процедура самих торгов стала нежизнеспособной, не соответствующей условиям рынка. Достаточное количество квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не приобретается из-за предложенной государственным заказчиком - субъектом РФ максимальной (начальной) стоимости 1 квадратного метра. Застройщикам не интересно продавать квартиры органам региональной власти ниже рыночной стоимости, поэтому чаще всего на такие торги никто не заявляется, и они объявляются несостоявшимися. Денежные средства выделяются, но потом возвращаются обратно в бюджет неизрасходованными. Вот что первым делом провоцирует очереди.
Но парламентарии решили пойти своим путем и озаботились неким «расширением форм и механизмов обеспечения жильем указанной категории граждан», сказано в пояснительной записке к законопроекту.
Настоящая редакция закона позволяет региональным властям выкупать для детей-сирот в одном многоквартирном доме не более 25% от общего числа квартир (за исключением случаев для населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек). Поправками же предлагается увеличить показатель до 50% - то есть разрешить властям выкупать до половины всех имеющихся в многоквартирном доме квартир для детей-сирот (а исключения разрешить делать теперь для населенных пунктов с численностью жителей менее 50 тысяч человек).
Кроме того, парламентарии предлагают выдавать сиротам именной жилищный сертификат, по которому можно получить единоразовую выплату на приобретение в собственностью жилого помещения. Средняя сумма по стране составляет 1 1 622 709 руб. (из расчета: 33 кв м. на одного человека в привязке к средней стоимости квадратного метра в 49 173 руб), говорится в пояснительной записке.
Подобные законодательные инициативы неприемлемы, сходятся во мнении эксперты и благотворительные организации, занимающиеся проблемами детей-сирот.
Авторами петиции на Change.org стали 8 благотворительных организаций. Еще ряд НКО поддержали обращение подписями. Свои доводы заявители адресуют Комитету Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, Заместителю председателя Государственной Думы ФС РФ Анне Кузнецовой, Министерству просвещения РФ.
Проект изменений предлагает увеличить процент выдаваемых квартир в одном доме с 25% до 50% - но это не увеличит объем выдаваемого жилья и не сократит “очереди”, а только приведет к более глубоким проблемам, объясняют авторы петиции – активисты от благотворительных фондов "Волонтеры в помощь детям-сиротам", «Солнечный город», "Арифметика Добра", "Измени одну жизнь", "Дети Наши» «Дети ждут», РОД "Петербургские родители", АНО “Азбука Семьи":
«Когда выпускники детских домов заселяются в один многоквартирный дом в большом количестве, они продолжают жить по правилам, по которым воспитывались долгие годы. Из учреждений они выходят со скудными знаниями об окружающем мире, не готовые к выстраиванию социальных отношений и с низким уровнем бытовых навыков. Чаще всего ребята не знают, куда выбрасывать мусор, как оплатить коммунальные услуги, не умеют ладить с соседями.
Они общаются только со знакомыми, которые тоже прошли через интернатную систему, группируются и живут все вместе в большом коллективе, потому что для них это привычный образ жизни. Таким образом, они продолжают жить в изоляции от остального мира, создавая аналог детского дома или "сиротского гетто". Социализация и адаптация для таких ребят, выход из прежнего круга общения и мировосприятия становятся практически невозможными», - говорится в петиции.
- Мы постоянно говорим, что ключевая проблема с выпускниками детских домов - это их социальная адаптация в общество после выпуска. Депутаты предлагают решения, которые ведут к усилению социальной изоляции и сегрегации и, соответственно, маргинализации детей, которые начинают жить тем же коллективом, что и в детском доме, но без присмотра и контроля взрослых, они - депутаты оказывают нам всем и обществу в первую очередь, медвежью услугу, - комментирует «НИ» Президент Фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская.
Специалисты вспоминают недавние примеры, когда появление таких «гетто» не только затрудняло социализацию самим бывшим детдомовцам, но и фактически провоцировало социальные взрывы в целых городских районах.
«Социальное гетто появилось в 2019 г. в многоквартирном доме в Нижнем Тагиле, где собственное жилье получили сразу несколько выпускников детского дома. Новые квартиранты достаточно быстро объединились в группу, обособленную от остальных жильцов. Они заняли привычную им иждивенческую позицию, не пытались трудоустроиться и наладить самостоятельную жизнь. Они не поддерживали порядок ни в своей квартире, ни на лестничных площадках, ни во дворе, вели себя асоциально».
Такие соседи вызывают тревогу у остальных жильцов дома, они рассматривают новоселов-сирот как личную угрозу собственному спокойствию и безопасности. Жилье в таких районах быстро становится неликвидным, стоимость на него снижается.
- Выпускников детдомов, наоборот, нужно максимально рассеивать, решая вопросы с положенным им по закону жильем. Мое мнение: один многоквартирный дом может справиться только с одним бывшим воспитанником, и среди моего опыта есть такие удачные примеры – когда соседи из одного дома терпеливо всячески помогали одному молодому человеку успешно адаптироваться к реалиям жизни в обществе. Когда в одном доме больше одного детдомовца – это уже угроза социального взрыва. - говорит «НИ» директор выпускник детдома, директор АНО "Наставнический Центр Александра Гезалова" Александр Гезалов.
- Помимо появления “сиротских гетто” и формирования в обществе негативного отношения к выпускникам сиротских учреждений, мы также можем получить на выходе рост процента “вторичного сиротства”. Это процесс, когда дети-сироты отдают уже своих малышей, рожденных в неблагополучных условиях, на попечение государства. Таким образом, мы решаем проблему квадратных метров, а получаем замкнутый круг, усугубляющий проблему социального сиротства в нашей стране”, - отмечает директор благотворительного фонда “Солнечный город” Марина Аксенова.
- Еще одна думская поправка "по сиротству" из этой же «оперы» – выдавать выпускникам детдомов денежные сертификаты вместо квартир – не менее преступна, на мой взгляд. Люди, которые вообще ничего не понимают проблемах с сиротами, возглавили решение этих проблем. Выдача денежных сумм вообще никак не коррелирует с решением вопроса по предоставлению жилья детям-сиротам. Что могут выпускники детдомов в 18 лет понимать про то, как нужно распоряжаться этими деньгами? – говорит Александр Гезалов.
На этом этапе жизни зачастую они и с отстаиванием-то своих законных интересов не справляются – часто, например, им подсовывают жилье, непригодное для жизни, рассказывают авторы петиции.
Противники законопроекта настаивают на его блокировке в парламенте. На этот день петицию подписало свыше 1250 человек, в том числе организации - АНО «История добра», Пенза; Благотворительный фонд «Апрель», АНО "Всегда рядом", г. Саратов, Благотворительный образовательный фонд "Мархамат", Республика Башкортостан; Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Центр содействия семейному воспитанию "Наш дом"; Благотворительный фонд «Подари мне крылья»; АНО «Семья детям»; Центр психологический поддержки «Все свои»; Общественная благотворительная организация "Дом"; СПбБОО "Перспективы"; Фонд социального развития "Полдень"; Благотворительный фонд "София", Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!»
«Не допустить создания «сиротских гетто, дать шанс выпускникам детдомов на социализацию и адаптацию в обществе», - таков девиз этой общественной кампании.