Андрей Злобин, математик, аналитик
Даже мельком брошенный взгляд на графики заболеваемости в разных странах свидетельствует о большом различии в динамике пандемии. На динамику влияет огромное число факторов, немало зависит от поведенческих предпочтений граждан. У нас, похоже, бал правит «русский авось». И математическими методами этот «авось» можно обнаружить.
При расчетах уровня заболеваемости коронавирусом совершенно необходимо учитывать весьма значительную категорию населения, для которой в России «законы не писаны». Это примерно от 10 до 20% россиян, которым «море по колено», и которые не привыкли обращать внимание на проблемы окружающих. Вот и в случае с коронавирусом эти люди считают прививку своего рода индульгенцией, позволяющей забыть о всякой осторожности и жить так, словно никакой пандемии нет. Они считают себя вправе не носить масок, не соблюдать социальной дистанции, забыть об антисептиках, и даже бравировать такой беспечностью. «Я вакцинирован!» — часто можно слышать от них роковую фразу, от которой становится не по себе. Разумеется, мало кто из них читает научные статьи, и уж тем более думает о рисках. Зато большинство потребляют массмедиа, где из каждого утюга доносится одно и то же: «Вакцинировался и живи полной жизнью!». На практике подобная реклама действует как тушение пожара керосином. Она побуждает беспечных людей быть еще более беспечными.
Никто особо не задумывается, что вакцинация и ревакцинация не должны отменять ответственного отношения к мерам безопасности всех без исключения. Ведь могут быть бессимптомные заболевшие, вакцинированные носители вируса, болеющие в легкой форме. Так и получается, что вместе с ростом числа вакцинированных граждан, столь же быстро увеличивается их степень беспечности, безответственности. Даже в период введения локдауна вакцинированные экстремалы продолжают незаметно разносить инфекцию тем интенсивнее, чем более агрессивна реклама, и чем больше становится обладателей индульгенций. Достаточно ввести в математическую модель десяток-другой процентов безответственных вакцинированных, и обратная связь сразу заработает. Сразу станет видно влияние скрытых переносчиков вируса, имеющих официальное «отпущение грехов» в форме справок и QR-кодов. Не берусь утверждать, что это единственная причина парадоксального роста заболеваемости при увеличении числа вакцинированных, но учитывать такую аргументацию, по-моему, необходимо. Реклама не должна формировать у вакцинированных граждан пренебрежения к мерам безопасности и поведенческих навыков камикадзе.