Как рассказала изданию Newstracker мать жертвы мошенников, год назад девушке поступил звонок с московского номера.
- Сообщили, что собираются выплатить компенсацию по инвалидности. Для этого мошенники попросили ее зайти в «Сбербанк-онлайн», нажать несколько кнопок и получить деньги, - сообщила гражданка.
В итоге под руководством злоумышленников девушка взяла кредит в Сбербанке через онлайн-приложение и перевела сумму мошенникам. Ей они оставили только обещанную компенсацию в несколько тысяч рублей. Услышав от дочери об этой компенсации, мать забеспокоилась, проверила приложение «Сбербанк онлайн» и обнаружила, что дочь, оказывается, получила кредит. Причем банк без труда выдал займ, несмотря на отсутствие у девушки дохода, кроме пенсии в размере 5 тысяч рублей.
Мать обманутой написала заявление в полицию.
Через несколько месяцев семье начали поступать звонки от коллекторов и сотрудников банка. Ни те, ни другие не реагировали на слова о уголовном деле, возбужденном по факту мошенничества. Как рассказала собеседница издания, коллекторы из «АКБ» продолжали звонить по 10-20 раз в сутки.
- Угрозы по телефону стали обыденностью. Например, некая Ирина Журавлева на повышенном тоне пообещала, что все отберут: недвижимость, имущество, половину пенсии, не давала вставить слова и объяснить, что мошенники еще не найдены, а платить нам не с чего, - сказала горожанка.
Коллекторы звонили и самой девушке, которая в силу заболевания, не понимала происходящего. Мать рассказала, что у дочери эписиндром и внезапный паралич тела. При постоянно повторяющихся звонка приступы начали мучать девушку гораздо чаще, чем раньше.
Внезапно, уже после возбуждения уголовного дела, семье пришло письмо от нотариуса, представляющего интересы Сбербанка, причем из Воронежа.
- Я, Чугунова Ксения Владимировна, нотариус нотариального городского округа город Воронеж Воронежской области в связи с обращением взыскателя Публичного акционерного общества «Сбербанк России» о совершении исполнительной надписи на Кредитном договоре, сообщаю, что мной совершена исполнительная надпись на указанном Кредитном договоре, - говорились в письме.
Сбербанк обратился к приставам с требованием об аресте имущества инвалида, а также о запрете ей на выезд из страны. Также было обращено взыскание на пенсию. На судебное заседание ни девушку, ни ее мать, не приглашали, однако судом было вынесено решение о том, что сумма задолженности будет вычитаться из крошечной пенсии девушки. Следователи при этом предложили семье не платить, поскольку «дело может расследоваться десять лет».
- Мы регулярно звонили следователю, жаловались на коллекторов и интересовались ходом дела, что еще мы должны были делать? Однако пристав в наглой форме сообщила, что они будут подавать на вычет половины пенсии Марины, - сообщила мать обманутой.
По словам адвоката Руслана Мазурина, в деле был неверно установлен период и время совершенного преступления.
- В документах указано, что злоумышленники с неизвестного номера похитили с банковского счета принадлежащие девушке денежные средства, чем причинили ей ущерб. Но момент преступления начался намного раньше: необходимо учитывать то обстоятельство, как деньги попали на счет девушки. А они попали исключительно под влиянием мошенников, под убеждениями, что инвалид получит бюджетные деньги. То есть преступление началось с момента звонка мошенников, а не с перевода денег со счета им, – сказал эксперт.
- Полиция прекрасно осознает, что если она окажет моментом начала преступления сам звонок, то Сбербанк будет лишен возможности взыскать эти деньги с мошенников. А тогда «положить на полку», как это часто происходит, это дело не получится, так как потерпевшим признают Сбербанк и придется активно устанавливать лиц, звонивших девушке. Одно дело – вернуть деньги девушке-инвалиду, другое – Сбербанку, который будет требовать свои деньги до последнего», – подчеркнул Мазурин.
Если, как и положено, потерпевшим будет признан Сбербанк, а не девушка-инвалид, то свои деньги он получит только при условии задержания преступников. Сейчас же ему намного легче «вытрясти» деньги с пенсии инвалида.
- В этом случае, так как потерпевший Сбербанк, – то он не сможет требовать с девушки компенсацию, так как она сменит свой процессуальный статус всего лишь на свидетеля. Поэтому нынешнему потерпевшему важно обжаловать постановление о возбуждении уголовного дела, – указал собеседник.
В настоящее время девушка находится на очередной операции, после которой ей необходимо длительное восстановление в течение нескольких лет. Но приставы уже пообещали решить вопросом с урезанием пенсии в два раза.