Юрий Воронин, доктор экономических наук, профессор
По его словам, нынешнему капитализму характерны «грандиозные перемены», «многие разноплановые опасности»; необходимо учитывать, что «кризис, с которым мы имеем дело, – концептуальный, даже цивилизационный», «кризис принципов существования человека на Земле».
Тезис В.Путина об эволюции капитализма, к сожалению, не содержит в себе новизны. Сразу же следует напомнить ленинскую классическую работу «Империали́зм, как вы́сшая ста́дия капитали́зма (популярный очерк)», посвящённую переходу капитализма в конце XIX - начале XX века от стадии первоначального накопления капитала к стадии монополистического капитализма, подготовленных крупными сдвигами в развитии производительных сил, техническим прогрессом и обострением конкурентной борьбы.
Определив развитие капитализма в форме империализма пятью отличительными особенностями - монополии, финансовый капитал, экспорт капитала, международные картели, территориальный раздел мира – В.И.Ленин дает емкое определение этой новой форме эволюции капитализма - это «монополистическая стадия капитализма». Капитализма с неотъемлемо присущими ему коренными противоречиями между общественным характером производства и частным характером присвоения результатов этого производства, «делание денег», получения сверх прибыли любой ценой.
Не вызывает сомнения, что капитализм и в новом XXI веке обречен на новые мощные катаклизмы и кризисы, предотвратить которые возможно только посредством усиления роли государства в регулировании экономической сферы, в том числе через политику перераспределения доходов, а в конечном итоге - переходом к социализму.
Россия три десятка лет прикладывала неимоверные усилия, чтобы построить свой (!!) капитализм, забывая, что если социализм можно построить в отдельно взятой стране, то капитализм ни теоретически, ни практически нельзя. Итог построения своего капитализма известен: переформатированная применительно к российским условиям капиталистическая идеология в форме либеральной рыночной экономики, реализуемая в стране с начала 90-х годов прошлого столетия, привела экономику к Величайшей российской депрессии, превратила ее в третьеразрядную страну.
В 1998 году ВВП России снизился до 55,8% по отношению к 1989 году. Это падение среди экономик мира в годы локальных и мировых кризисов XX века было самым масштабным. Даже в США в годы Великой депрессии 30-х годов – по мнению многих экономистов, «самого глубокого и продолжительного мирового экономического кризиса» – ВНП снизился к 1933 году по сравнению с 1929 годом на 27 %.
В Российской Федерации уровень ВВП 1989 года был превышен лишь к концу 2007 года. Только через 17 лет в России начался реальный экономический подъем и то на базе манипулирования сырьевыми ресурсами, которые эффективно использовали для себя страны Запада.
Вынужден особо подчеркнуть, что достигнутый» сегодня уровень ВВП 1990 года – это ВВП в стоимостном выражении. По сравнению с Советским Союзом нынешний российский ВВП по структурной составляющей значительно более низкого качества.
Агрегированный индекс промышленного производства ныне составляет 85% к уровню 1990 года, по текстильному и швейному производству этот уровень составляет 24,6%, по обработки древесины и производству изделий из дерева - 51,4, по производству машин и оборудования - 53,5, по производству транспортных средств и оборудования – 69,6, по добычи полезных ископаемых (кроме топливно-энергетических) - 71,6%.
За тридцать лет страна сделала прыжок от уравнительного общества к мировому лидерству по имущественном неравенству, к резкому снижения уровня жизни населения. Страна год от года углубляется в бедность. Сегодня она охватывает не менее 50% семей, а на селе этот показатель превышает 75%.
С первого же года реализации «нового капиталистического курса» население России сокращалось ежегодно в среднем на шестьсот тысяч человек, смертность увеличилась более чем на 45 %. Если в 1991 году естественный прирост населения в Российской Федерации составлял еще 104 тысячи человек, то с 1992 года он стал падать и падать, вымирая ударными темпами. За 2020 год страна потеряла 670 тысяч человек или в два раза больше, чем в 2019 году.
В результате «реформирования» экономики по либеральным моделям капитализма доля России в мировом ВВП сократилась с 9% в 1990 году до сегодняшних 2%.
Конечным итогом российской капитализации стало формирование в стране не экономики развития, а экономики торможения с характерным для нее низкой доступностью кредита для бизнеса, избыточными налогами, тяжелейшими административными издержками, офшоризацией.
Главный вывод: дальнейшая ориентация и продолжение даже с определенными модификациями курса «реформ», начатых в 1991 году, – это прямой путь к катастрофе, дальнейшее ввержение России в яму третьеразрядных стран с последующей ее распадом.
От разрушения - к созиданию
(альтернатива экономическому курсу рыночного фундаментализма)
Всех россиян волнует вопрос: что может прийти на замену либерально-экономическому курсу, ввергшему экономику страны в глубочайший кризис, в Величайшую российскую депрессию, и какую альтернативную модель развития может предложить миру Россия?
Гарант Конституции РФ В.Путин, заявив на форуме «Валдай», что нынешняя «модель капитализма изжила себя». Если это так, то естественно возникает вопрос: в рамках какой общественно-экономической формации предполагается руководствоваться идеологией «разумного консерватизма»?
Выход из системных кризисов, в которые вот уже более тридцати лет вползает экономика России, предполагает не поиск новых моделей в рамках капитализма, а кардинальную смену политико-экономической модели, смену институтов, смену систем управления, смену кадрового состава управленцев.
Главная проблема - болезнь России заключается в том, что вот уже тридцать лет общество не знает, куда идет страна, движется как бы в никуда.
Исходя из мирового опыта, для консолидации общества при формировании экономики нового типа необходима общенациональная идеология – понятная народу стратегия социально-экономического и политического развития общества. Эта идеология должна опираться на исторические традиции, содержать в себе общенациональный алгоритм движения в экономическом, политическом, социальном и культурном пространствах.
Политико-экономический анализ тридцатилетнего «развития» России показывает, что главным шагом в этом направлении является категорический отказ от монетаристской неолиберальной модели капиталистического «экономического роста», отказ от пагубного для страны «Вашингтонского консенсуса» и тех механизмов, которые были запущены в 1990-е годы, заведшую страну в тупик!
Настоящее «экономическое чудо», как свидетельствует мировой опыт, при опоре на рыночные отношения возможно только при активном участии государства.
Информирую «горе-рыночников», что модель, при которой государство обеспечивает мобилизационный рывок экономики, так и называется - модель «государства развития»: государство активно компенсирует недостатки свободного рынка, обеспечивая поддержку приоритетных высокотехнологичных отраслей. Пример тому - США при выходе из Великой депрессии 30-годов, Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг... Впечатляющий экономический рост, произошедший в этих странах, стал возможным именно благодаря активной роли государства и его вмешательству в рыночные процессы.
Базовым моментом, действительно характеризующим смену социально-экономического курса России, является формирование государственной идеологии развития общества, определение того, какой социально-экономический облик страны мы хотим иметь. Хочет это кто то или нет, но в стране формируется и углубляется внятный запрос на реставрацию социализма по китайскому образцу или как минимум на сильнейшее «полевение» социально-экономической курса.
Опыт Китая отчетливо свидетельствует, что на сегодняшний день это наиболее прогрессивная модель, которая уже несколько десятилетий обеспечивает самые высокие темпы экономического роста в мире. По стопам Китая сегодня идут Индия и страны Индокитая, именно здесь, на Востоке, сегодня закладываются контуры мира будущего, создается новый мировой порядок.
Исходя из мирового опыта, опыта Советского Союза, Японии, Южной Кореи, Сингапура, Китая, Японии, Швеции, Франции, наиболее приемлемой для Российской Федерации могла бы быть модель социально-экономического развития, опирающаяся на государственный планово-рыночный механизм.
Сердцевиной новой модели российского общества должно стать формирование общества подлинной социальной справедливости, возрождение и трансформация высокотехнологичного комплекса как базы инновационного обновления всех секторов российской экономики. Без радикального обновления сферы материального производства нельзя добиться того, чтобы Россия заняла достойное место в мире.
Хотелось бы коснуться и инструментов управления. Я не являюсь поборниками директивного плана и авторитарного порядка. Нет смысла возвращения к советской практике директивного планирования, ее итоги говорят сами за себя. Но без стратегического управления, индикативного планирования сегодня не работает ни одно государство, ни одна корпорация. А у нас планируют на три года, и потом этот план пять раз корректируют.
Китай давно сформировал научное видение своей страны до 2050 года, реализуя общенациональную идею – вывести страну в лидеры планеты, следуя по пути социализма с китайской спецификой.
Во Франции, Японии, Южной Корее, Индии и других странах государственное стратегическое управление реально является стержнем социально-экономического развития.
Наконец последнее, но самое важное. В нынешних сложных политико-экономических условиях процесс построения новой модели социально-экономического и политического развития предполагается начать с процесса формирования мобилизационной экономики. И ввести его придется весьма жестко: прежде всего необходимо убрать «эффективных менеджеров» - приверженцев мировых финансовых элит из высших эшелонов российской власти, развернуть экономическую политику от сырьевой ее направленности в сторону восстановления отечественного (!) производства, опираясь на собственные силы и ресурсы, жесткого, ускоренного роста производительности общественного труда на основе стимулирования научно-технического прогресса, выверенного на высший технологический уклад, концентрации материальных, финансовых и кадровых ресурсов на ключевых направлениях национальной экономики, активной поддержки этого направления институционально и идеологически.
Концепция преодоления стагнации и перехода России к устойчивому социально-экономическому росту нами разработана.
От редактора:
Мнения авторов издания могут не совпадать с позицией издания и публикуются в дискуссионном порядке.