Posted 22 октября 2021, 14:32
Published 22 октября 2021, 14:32
Modified 7 марта, 13:00
Updated 7 марта, 13:00
Геннадий Чародеев
Отношения Москвы с НАТО начались с окончанием холодной войны. Поговаривали даже о возможном вступлении России в полноправные члены организации. Но начали с малого. В 1991 году Россия стала членом Совета североатлантического сотрудничества, в 1997 году на смену этому формату пришел Совет евроатлантического партнерства. Реальное взаимодействие началось в 1994 году, когда Россия вступила в программу «Партнерство ради мира», в конце 1990-х российские военнослужащие приняли участие в миротворческих миссиях альянса на Балканах. В 1997 году в Основополагающем акте Россия - НАТО было зафиксировано, что стороны не рассматривают друг друга как противников и вместе будут «строить прочный и всеобъемлющий мир в Евро-Атлантическом регионе на принципах демократии и безопасности». В 2002 году Владимир Путин подписал акт об учреждении Совета Россия - НАТО, что сделало Москву самым привилегированным партнером альянса из числа стран, не входящих в него.
Еще в конце 1980-х в ответ на вопрос о том, чего Кремль ждет от НАТО, советский руководитель Михаил Горбачев заявил: «Чтобы она исчезла!» Видимо, эти слова сохранили для русских свою актуальность и в наши дни, считает Le Figaro.
По мнению французского издания, «напряженка» в отношениях Москвы и НАТО носит постоянный характер, и на прошлой неделе российская сторона решилась на серьезный шаг с 1 ноября она приостанавливает работу своего представительства при альянсе в Брюсселе. Не будет работать и миссия Североатлантического блока в Москве, расположенная на территории посольства Бельгии.
Официальным предлогом для такого решения стал отзыв НАТО в начале октября аккредитаций у восьми российских дипломатов, обвиненных в том, что они «являются тайными агентами спецслужб». При этом генсек НАТО Йенс Столтенберг обвинил Москву в активизации злонамеренных действий в Европе.
«В результате определенных шагов, предпринятых НАТО, совместная работа стала невозможной», - заявил глава российского МИД Сергей Лавров. Какие-либо изменения в обозримом будущем «маловероятны», подчеркнул министр.
По мнению главного научного сотрудника Института США и Канады РАН Владимира Батюка, решение России не будет иметь серьезных последствий, поскольку официальные отношения между Россией и альянсом уже давно стали крайне ограниченными. С 2014 года, когда Крым вернулся в Россию, НАТО сразу же значительно сократила общение с нашей миссией. А по линии военных вообще никаких контактов давно не было. В случае чрезвычайной ситуации натовцы всегда могут связаться с послом России в Бельгии, - сказал «НИ» эксперт.
Кроме того, сохраняется мощный канал для обсуждения военных вопросов между начальником Генштаба ВС РФ Валерием Герасимовым и председателем Объединенного комитета начальника штабов США Майклом Милли. Они регулярно встречаются в неформальной обстановке, имеют телефонный канал связи. Правда, это контакты – на двусторонней основе.
Масла в огонь подливает сам Запад. «Натовский голубь», как еще недавно называли Столтенберга, назвав черноморский регион «стратегически важным для альянса», заявил, что не даст в обиду и защитит от российской агрессии три страны-участницы альянса - Турцию, Румынию и Болгарию. «В этом же регионе находятся два наших важных партнера - Грузия и Украина», - отметил генсек НАТО.
Интересно, что разработанный антироссийский план охватывает различные сценарии, начиная от обычных военных атак и гибридной войны до кибератак и дезинформации в СМИ.
Министр обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр заявила, что НАТО должна занять «очень четкую позицию в отношении поведения и угроз России». Она указала на нарушения воздушного пространства над странами Прибалтики и агрессивное поведение России в Черном море.
Тем временем заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Руденко предупредил НАТО, что «любой дальнейший шаг в направлении членства Украины в альянсе будет иметь серьезные последствия».
- Надо иметь в виду, что вместе с новым «планом обороны и сдерживания», военные министры стран НАТО приняли еще и четырехлетний план развития военного потенциала, необходимого для реализации стратегии, - отметил политолог Сергей Кудряшов. - Речь идет о противовоздушной обороне, кибервозможностях и разведке. Министры обороны также договорились о создании фонда в размере 1 млрд. евро для поддержки разработки частными компаниями технологий, важных для обороны, особенно в IT-секторе.
«Будущие конфликты будут вестись не только с помощью пуль и бомб, но и с помощью байтов и интернета», - заявил Столтенберг.
«Так что, воевать будем?» – осторожно спросили журналисты руководителя НАТО. Вопрос остался без ответа.
- Столь напряженная ситуация в отношениях Москвы и НАТО складывается, пожалуй, впервые со времен холодной войны, - считает политолог Владимир Батюк. - После ухода из Афганистана США и НАТО очень важно показать европейским союзникам свою значимость, свою необходимость. На мой взгляд, это совершенно не обозначает, что они готовятся к большой войне с Россией. Конечно, после встречи в Брюсселе НАТО, как и обещали, может увеличить свое присутствие в Черноморском и Балтийском регионах. Но, представьте, что в той же Восточной Европе у натовцев всего четыре сухопутных батальона. Это, видимо, тот предел, который они могут себе в настоящее время позволить. Россия вынуждена будет отреагировать на любые провокации. Но в век ракетно-ядерного оружия никто развязывать войну с нами не станет, - заключил эксперт.
- Что касается новой стратегии НАТО, которую генсек НАТО Йенс Столтенберг уже анонсировал, то там есть один интересный аспект - альянс разворачивается в сторону Китая. Это значит, что поменяется вся концепция НАТО. Теперь это не Североатлантический альянс, а планетарный военный блок! А контролировать все натовцы просто физически не смогут.
По свидетельству эксперта, в интервью британской The Financial Times Столтенберг дал понять, что конфликт НАТО с Россией будет продолжаться вечно. То ли случайно, то ли специально он проговорился о том, что даже, если Запад изменит свое отношение к России, ее противниками останутся страны Восточной Европы.
- Получается, что «хвост виляет собакой». Выходит, что младшие партнеры по НАТО – поляки и прибалты, у которых свои фобии, свои вековые комплексы в отношении Москвы, - определяют политику ведущих держав мира. Мы что, будем враждовать с Западом, потому что нас не любят поляки и литовцы? Коли дело обстоит так, то напрашивается вывод: с НАТО, как с организацией, как с институцией, вести какой-либо диалог бессмысленно. Россия будет разговаривать с теми государствами, которые составляют костяк военной мощи НАТО – в первую очередь с США. А войны не будет, - считает Максим Юсин.