Почему Китай снова закрылся для внешнего мира и чем это обернется для России, объясняет китаист Ярослав Шевченко. Известно, что еще в марте 2020 года, когда коронавирус еще не успел разрушить спокойную жизнь в других странах, Китай уже объявил о своей победе над пандемией, усадив в локдаун треть своего населения и закрыв целые города. Эту победу приписали себе правящая Компартия и ее вождь Си Цзиньпин, не уставая напоминать о ней всему миру. Власти страны были полны решимости не допустить новых вспышек, а когда – в июне 2020 года – это все-таки произошло, коронавирусу была объявлена «нулевая терпимость».
Даже единичные случаи заболевания вызывают локдаун целых округов, у всех жителей которых экстренно берут ПЦР-анализы. Кроме того, Китай почти полностью закрылся для физических контактов с внешним миром, аннулировав визы и ограничив въезд почти для всех иностранцев. Так в сентябре 2021 года для деловых целей въехать в страну могли граждане всего 23 стран (несколько европейских и азиатских, включая Южной Кореи, Японии, Индии, Белоруссии; но не России). Причем, въезжающие должны привиться китайской вакциной, а американцам разрешены Pfizer/Moderna или Johnson & Johnson.
Все приезжающие отбывают 2-недельный карантин и сдают несколько ПЦР-анализов (иной раз и ректально, что вызвало скандал в Японии!), а потом их передвижения отслеживает специальное приложение. В иных случаях, карантин проходит дважды, в городе въезда и в месте пребывания.
Авиакомпании КНР не имеют права обслуживать более одного маршрута в страну, причем раз в неделю, не чаще. А если на рейсе выявлены 5-10 зараженных, авиасообщение со страной отправления отменяется на 15 дней, а если больше 10 человек – на 30 дней.
Любопытно, что и власти держат те же ограничения, так все руководство Китая не выезжало из страны больше 600 дней – это мировой рекорд среди крупных стран. Да и зарубежные чиновники общаются с китайскими только по видеосвязи, их в Пекин не пускают. Так было и с Лавровым, и с Силауновым, и с американскими политиками.
Китайцы уверяют, что до конца 2021 года будут вакцинированы минимум 80% населения страны. Но все же невысокое качество вакцины и мутации вируса внушают не слишком радужные перспективы на коллективный иммунитет.
А тем временем, все эти меры серьезно влияют на экономическую активность в стране настолько, что стали поговаривать об утрате ведущих позиций в мире.
Но Китай стоит на своем, и от «нулевой терпимости» отказываться не собирается. Власти даже сажают по арест критиков такой политики.
Каковы же перспективы, если принять во внимание то, что в 2022 году в стране пройдут зимняя Олимпиада и юбилейный XX съезд Компартии?
Видимо, усилится цензура в соцсетях, да будут предприняты другие искусственные меры, чтобы ничто не омрачало радужный информационный фон. Пока же с уверенностью можно предположить, что Китай останется закрытым не до конца 2022 года, а и до лета 2023-го.
Эти меры сильно осложнили и контакты с Россией. К примеру, китайцы ввели процедуру бесконтактной погрузки на границах с нашей страной: водитель грузовика заезжает в Китай, не выходя из кабины, оставляет прицеп с грузом и возвращается на погранпункт в Россию и ждет свой прицеп уже там. Иной раз через границу пропускают только 10 грузовиков в сутки, так что очереди длятся по неделе, что приводит к забастовкам и дракам между дальнобойщиками.
При этом коронавирус часто завозится именно из России, что ведет к заморозкам авиасообщения на месяц и более. Хотя Россия и отменила визовые ограничения для китайцев, Китай этого не делает даже для россиян, привившихся китайской вакциной. Очные человеческие и бизнес-контакты с Россией сведены до минимума. Больше других пострадал от этих мер дальневосточный рыбный промысел. К примеру, ввоз минтая в Китай из России находится под эмбарго, что серьезно сказалось на дальневосточных российских рыбаках, которые живут экспортом рыбы в эту страну. Теперь рыбу некуда девать, а Китай, несмотря на просьбы России ее не берет. Это наводит экспертов на мысль, что Пекин пытается злоупотребить зависимостью наших рыбаков от китайского рынка, чтобы получить право на вылов в российских водах. Ситуацию называют даже необъявленной торговой войной.
Но несмотря на это, сырьевой и нефтегазовый экспорт продолжает расти. Если в 2020 году товарооборот наших стран сократился на 2,9%, составив $107 млрд, то за 9 месяцев 2021 года он вырос на 29,8%, цены-то на нефть, газ и уголь бьют исторические рекорды.
Кроме того, страны все равно провели масштабные военные учения «Запад/Взаимодействие-2021», в которых участвовали больше 10 тысяч солдат, из них 500 российских, которые отсидели, правда карантин перед поездкой в Китай. Китайцы сидели его дважды…
Говоря о перспективах, эксперт считает, что хотя закрытость Китая и создала немало трудностей, но влияние ее на стратегические отношения пока не слишком травматичным. «Отсутствие личных контактов между населением и даже средним бизнесом вряд ли отразится на состоянии двусторонних отношений, а для руководителей, больших чиновников и капитанов по-настоящему крупного бизнеса есть защищенные каналы связи», - резюмирует автор.