Цифровизация надвигается на россиян неумолимой стеной. В метро многие уже «расплачиваются лицом» в прямом смысле этого слова. Face Pay — это способ для бесконтактной оплаты проезда. Пассажирам больше не нужно прикасаться ни к смартфону, ни к каким-либо другим поверхностям. Чтобы использовать сервис, нужно пройти регистрацию в мобильном приложении «Метро Москвы», привязать фотографию своего лица, «Тройку» и банковскую карту со средствами для оплаты проезда.
Одновременно с этим новшеством министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций развития Максут Шадаев заявил о планах правительства до конца следующего года ввести биометрические паспорта как минимум в трех российских регионах. «У нас согласован системный проект, как электронный паспорт запускать. Готовы выходить на указ президента. Сейчас последние разногласия уже непринципиальные снимаются», — заявил глава ведомства.
Из всех этих нововведений вытекает один простой вопрос: чем цифровая прозрачность граждан может для них обернуться? Что, помимо удобства, из всего этого может следовать? Какие у всего этого риски ?
На эти вопросы в своем интервью журналистам подробно ответила президент группы компаний Info Watch , сооснователь «Лаборатории Касперского» Наталья Касперская.
- «Я очень плохо отношусь к биометрии. Прежде всего потому, что на сегодня нет системы защиты биометрической информации. Если вам скажут обратное, вам соврут. И внедрять какие-либо биометрические системы до того, как придумают способы их адекватной защиты, нельзя. Также нужно понимать, что в отличие от логина и пароля биометрические данные невозможно поменять. Крайне сложно изменить лицо, а отпечатки пальцев и вовсе поменять невозможно. Если биометрические данные будут украдены, человека можно как угодно скомпрометировать. И вы потом замучаетесь доказывать, что это не вы».
- «На сегодня все компьютерные системы способны защитить все данные лишь в процентном соотношении. Антивирусная защита гарантирует 99% процентов безопасности. Но 1% утечки она все же допускает. А теперь давайте перенесем все это на биометрические данные. Система распознавания лиц имеет ошибки первого и второго рода, когда чужое лицо и ваше лицо не распознается. Эти ошибки в системе искусственного интеллекта есть. Погрешности пока исчисляюся процентами, а не долями процента. Что это значит? Из 100 миллионов человек такая биометрия может не распознать и соответственно не пропустить миллион. Нельзя забывать и о такой вещи, как дипфейк. Это когда с помощью искусственного интеллекта человека можно заставить говорить то, что он никогда не говорил в здравом уме, причем выглядеть все это будет абсолютно естественно. Да, сейчас делают системы глубокого распознавания таких подделок. Но они пока работают прямо скажем не очень. Надо отдавать себе отчет и в том, что мошенничество развивается намного быстрее искусственного интеллекта. Системы безопасности, к сожалению, всегда в хвосте».
- «Министр цифрового развития торопит события и заявляет, что сейчас будет введена единая биометрическая карта вместо паспорта. Это будет электронная карта. По словам министра, это назрело. У меня вопрос к таким цифровизаторам: какие причины у этого назревания? У кого что болит? Мы пользуемся паспортами больше 60-и лет. Есть подделки, но они не массовые. А с электронными паспортами подделки будут массовыми. Как с этим бороться, кто расскажет? Цифровизация стала модным словом. Цифровизация ради цифровизации. А когда разберешься повнимательнее, оказывается, что никакой цифровизации вовсе и не нужно».
- «Мир идет к транспарентности, и это выгодно, потому что создает новый уровень власти. Но эта власть будет не только у чиновников, но и у их подчиненных, руками которых делают такие системы. Чего стоит, например, в систему искусственного интеллекта заложить лицо администратора, чтобы такая система пропускала его везде? Это не составляет никакой сложности. Да, я считаю, что искусственный интеллект – это оружие. И основная гонка в сфере искусственного интеллекта будет скоро разворачиваться в военной области. Некоторые страны давно хотят преодолеть ядерный паритет, они будут пытаться создать ответ сверхточному оружию, которое будет поражать цели без людей. Искусственный интеллект – это та точка, где развернется в ближайшее время борьба за мировое господство».