Posted 19 октября 2021, 18:44
Published 19 октября 2021, 18:44
Modified 7 марта, 13:03
Updated 7 марта, 13:03
Елена Иванова, Наталья Сейбиль
Российские граждане не станут богаче, по крайней мере, в этом году точно. Реально располагаемые доходы, или то, что остается в кошельке после уплаты налогов, ЖКХ, кредитов, вырастут, по прогнозу Минэкономразвития, не на 3%, как ожидалось в начале года, а на полпроцента меньше. Если в прошлом году доходы граждан упали на 2,8%, то в этом году они даже не покроют прошлогоднего падения. Это означает, что в этом году граждане станут еще беднее.
- Фактически рост реально располагаемых доходов в 2,5% не отбивает падения в 2,8%, которое у нас произошло с реальными доходами в прошлом году. Мы к базе 2019 года выйдем опять в отрицательном балансе, то есть, у нас будет просматриваться снижение, хотя рост ВВП, рост экономики превосходит потери прошлого года. Экономика выйдет на плюс 3,8%, а то и на 4% в этом году, а в прошлом мы потеряли 3%. То есть, получается экономический нонсенс, что экономика растёт, а доходы падают. Адам Смит (британский экономист, основоположник экономики как науки) перевернулся бы в гробу от такой корреляции, - говорит директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ профессор Георгий Остапкович.
Если учесть, с какой скоростью растут цены на нефть и газ, и сколько дополнительных денег получит казна, результат более чем удручающий. Экономисты говорят, что во всем виновата инфляция.
Инфляция
Как объявило на прошлой неделе правительство, индекс потребительских цен составил 7,4%. Общая инфляция состоит из цен на продовольственные, непродовольственные товары и на услуги. Продовольственная инфляция всегда выше непродовольственной, поэтому если общая инфляция составляет выше семи с половиной процентов на конец года, продовольственная инфляция будет 8% и выше. Она напрямую сказывается на реально располагаемых расходах – чем выше инфляция, тем ниже показатель реальных доходов.
- Из чего состоит реально располагаемый доход? Берете номинальный денежный доход, делите на инфляцию, вычитаете обязательные расходы: ЖКХ, налоги, страховые взносы, управление кредитами, штрафы и пени, которые вам начислили, например, за нарушение правил дорожного движения. Дальше смотрите, какая структура. Это реальная заработная плата, социальные трансферты, то есть, все виды государственной помощи, а они в структуре превышают 20%, - объясняет экономист Никита Масленников.
Официальное объяснение по инфляции давали и Центробанк, и Минэкономразвития. Цены в стране растут на плодоовощную продукцию, в значительной степени. Кроме того, на мировых рынках подорожало сырье, то есть, инфляция импортируется. Власти не отрицают, что подорожали и некоторые услуги, по сравнению с прошлым годом. Речь идет об образовании или зарубежном туризме.
- Сейчас форс-мажорный пандемический год. А во время пандемии, локальных войн, техногенных катастроф всегда повышается стоимость всех активов. Все страны руками своих центробанков начинают запускать печатный станок. Вливается огромная масса денег для того, чтобы помочь и бизнесу, и людям. А когда деньги становятся дешёвыми, все товаропроизводители всего мира поднимают стоимость своих товаров и услуг. Поэтому в нашей инфляции 40% составляет мировая инфляция, - говорит Георгий Остапкович.
В уменьшении количества денег в кошельках граждан виноваты, по мнению правительства, погода и неурожай. Экономист Игорь Николаев скептически относится к такой трактовке событий:
- Когда в сентябре объясняют, что подорожала плодоовощная продукция, это по меньшей мере, странно. Это время сбора урожая. Понятно, что не все плоды и овощи созревают в сентябре, но тем не менее. Раньше всегда надеялись, что инфляция будет снижаться в августе или сентябре из-за сбора урожая. А тут сбор урожая, напротив, стал инфляционным фактором. Что еще смущает в этих объяснениях: получается, что виновата погода, виноваты внешние рынки, то есть, все, кто угодно, а мы сами хорошие.
Если вспомнить про все упражнения, которые производились с декабря прошлого года, чтобы заморозить цены сахар, подсолнечное масло, про запрет экспорта гречки, то удивляться не стоит, почему разогналась инфляция. По большому счету, говорят экономисты, это проинфляционные факторы. Если кто-то забыл, то у нас в стране продолжают действовать антисанкции, которые добавляют к цене продуктов лишние рубли, потому что они ограничивают спрос.
Есть много вопросов и к расчетам реально располагаемых доходов. Три процента роста доходов планировались при инфляции в 3,7%. Теперь власти говорят, что инфляция в стране будет в два с половиной раза выше, а реально располагаемые доходы понизились только на полпроцента. Это странно, считает Игорь Николаев:
- Инфляция в два раза выше, а реально располагаемые доходы всего на чуть-чуть ниже. Это очень странная корректировка. Они были обязаны , с учетом такого расхождения уровня инфляции, корректировать достаточно сильно.
Каждый пятый рубль в реально располагаемых расходах – это субсидии и социальная поддержка государства. Поэтому 2,5%, на которых настаивает министр Максим Решетников, правдоподобны, но при одном условии – до конца года государство должно массированно раздать денег населению.
Цены на нефть и реально располагаемые доходы
Глядя на рост цен на нефть и газ, любой человек задается вопросом: почему удвоение нефтяных доходов бюджета никак не сказывается на благосостоянии граждан? Когда нефть упала до минусовых значений в прошлом году, всех попросили затянуть пояса. Но теперь ее цена на мировых рынках в два раза превышает бюджетное задание. Биржевая цена на газ выросла со 173 долларов за тысячу кубометров в начале года до 1900 долларов в октябре. Спрашивается: куда идут дополнительные доходы? На улучшение благосостояния граждан? Частично, утверждает Никита Масленников. Часть дополнительных доходов идет прямиком в бюджет, а часть идет в Фонд национального благосостояния. Через него правительство доплачивает во внебюджетные фонды – в Пенсионный или, например, Фонд социального страхования.
То, что Россия зарабатывает, откладывается в ФНБ и резервы, напрямую в доходы населения эти деньги не попадают, говорит Георгий Остапкович:
- Сегодня главная проблема не в инфляции, а в том, чтобы помочь низкодоходному населению. Есть масса механизмов – продовольственные карточки, освобождение от налогов и другие.
Но не это главная цель правительства. Главная цель финансовых властей страны по-прежнему одна – заполнить кубышку, она же – Фонд Национального Благосостояния. 1 сентября он уже превысил 14 триллионов рублей. Но этого, видимо, мало. Министр Силуанов заявил, что порог накоплений на ликвидную его часть повысят с 7% до 10%, и только после этого деньги можно будет теоретически тратить на новые проекты.
- Чтобы доходы повышались, экономика должна устойчиво расти, но этого мало, потому что доходы должны доходить до людей. Продолжать политику накопительства – ну, сколько ж можно? Если хотят сказать – на черный день, и пандемия – это не черный день, то хотелось бы узнать, а что такое черный день? Не надо жадничать, не надо копить. Много людей, которые нуждаются в такой помощи, - говорит Игорь Николаев.
А как же триллион рублей профицита, который показало правительство в бюджете этого года? Может быть, он пойдет на улучшение материального положения россиян?
Да, действительно, он пойдет, но его власти уже «посчитали». По плану, в конце года бюджет будет слегка дефицитным. Этот триллион потратят на социальные трансферты. Это означает, что 2,5% прироста реальных располагаемых расходов будет возможен только с учетом этих денег. В противном случае, денег у населения было бы еще меньше.
- Что касается 2,5%, это кажется правдоподобным, если до конца года будут существенные вливания по поддержке социально-экономической населения. Они считаются, потому что это социальные трансферты, - подтверждает Никита Масленников.
Народное благосостояние и экономический рост
Не было бы нефтеценового ралли, у правительства не было бы возможности заплатить 600 миллиардов рублей единовременных выплат пенсионерам, семьям с детьми-школьниками, военнослужащим, правоохранителям, говорят экономисты.
В сентябре перед выборами по десять тысяч получили пенсионеры, по 15 тысяч военнослужащие, в прошлом году два раза давали семьям с детьми. Но – разовые выплаты были, а реально располагаемые доходы упали на 3%. В странах ОЭСР, куда входят большинство стран ЕС, реально располагаемые доходы , наоборот, выросли на 2,7%. Там не выплачивали разово, а масштабно, даже массированно раздавали гражданам деньги, которые еще называют «вертолетными».
- Что-то копим, приберегаем для разовых выплат, которые почему-то чудесным образом совпадают с проведением выборов в Госдуму. Разовые выплаты не изменяют динамику выплат по общим доходам, - критикует правительство Игорь Николаев.
Опять двойка
Экономическая теория говорит, что вслед за ростом экономики с интервалом в два-три квартала всегда начинается рост доходов, объясняет Георгий Остапкович:
- Расширяется производство, увеличивается прибыль, и предприниматели заинтересованы в найме людей и большей оплате, чтобы они поддерживали и дальше наращивали производство. Кроме того, увеличивается налогооблагаемая база, государство может доплачивать людям из социальных фондов.
Только вот сейчас экономисты наблюдают вместо роста торможение реальных заработных плат, а они составляют 60% в структуре реально располагаемых доходов. Туда же входят доходы от предпринимательской деятельности, от собственности. Власти хоть и обещали, что они вырастут – ан нет, не растут.
- У нас с начала 2000 годов доля доходов от предпринимательской деятельности снизилась в общих доходах населения в два с половиной раза. Я думаю, не только экономический рост важен, но еще важна и структура доходов. Экономический рост будет, но он не обязательно выливается в рост реально располагаемых доходов. И реалии нашей экономической жизни это и подтверждали, - говорит Игорь Николаев.
С 2013 года реально располагаемые доходы населения только падали, население становится беднее и беднее. Снижение составляет уже 10%. Чтобы его сократить, нужно, чтобы реально располагаемые доходы в полтора раза опережали рост ВВП. Для экономического роста необходимы 4,5% роста доходов и 3% роста ВВП, как минимум. Но вот в начале октября Всемирный банк провел опрос среди экспертов. Выяснилось, что наш ВВП хотя и будет увеличиваться, но уж совсем не ударными темпами. Если в этом году даже Минэкономразвития дает 4,2% роста внутреннего валового продукта, то уже на следующий год эта цифра составит 2,4%, через год – 2,2%, а в выборном 2024 году – 2.1%. То есть, 2013 год для граждан надолго останется несбыточной мечтой, как когда-то 1913 год стал таким же дальним горизонтом для всей экономики Советского Союза.
Экономический рост зависит, в первую очередь, от активности бизнеса. Пока государство будет нагибать бизнес, темпы роста будут такими, какими их предсказывает Всемирный банк – затухающими. Для роста экономики и благосостояния граждан нужно убирать все структурные ограничения, констатирует Никита Масленников:
- У нас вроде все стабильно, но то на одних наедем, то на других. То поманим морковкой, что давайте будем заключать соглашение по защите вложений, потом выяснится, что мы методику их заключения не отработали. Пообещали электронное единое окно, а оно не заработало, а бумажные версии этого соглашения не действуют, потому что они законодательно прекратили свое действие первого апреля этого года. Таких примеров огромное количество.
Эксперты говорят – прекратите работать на кубышку, перестаньте вкладывать все деньги в Фонд национального благосостояния. Эти деньги не попадают в доходы населения и не улучшают качество и уровень его жизни. Разовые выплаты не увеличивают реальные доходы граждан. Стимулирование и развитие предпринимательства дадут возможность повысить людям зарплату. 10 тысяч к выборам позволят получить голоса для «Единой России», а вот улучшить ситуацию с бедностью не смогут никогда.