Елена Иванова
Хайп вокруг кинофильма или сериала обычно создается благодаря многомиллионной маркетинговой компании студий или платформ. А может он возникнуть, например, когда один из самых богатых людей мира – Джеф Безос – расскажет 3,4 миллионам своих фолловеров, что Netflix выпустил "новый лучший сериал - «Игру в кальмара». Сначала он стал номером один у себя на родине, в Южной Корее, потом волна перекинулась на Тайланд и Сингапур, сейчас он захватил зрителей в Европе, Америке и других частях света. В Корее дело дошло до того, что один интернет-провайдер обратился с жалобой на Netflix за то, что из-за огромной популярности сериала и наплыва зрителей у него рухнули серверы.
В 9 эпизодах сериала рассказывается об игре на выживание: очень богатые люди смотрят на то, как бедные должники играют в смертельные игры с непонятным противником в страшных масках. Сюжет зрителям давно и хорошо известен. Он повторятся много раз от «Человека бегущего» до «Голодных игр».
В новом сериал притягивают, в первую очередь, напряжение и плотность действия. Режиссер и автор сценария всех девяти серий Хван Дон Хёк хорошо знает правила игры в такого рода фильмах, и хотя он их иногда и нарушает, но никогда не игнорирует.
Кошмар остается кошмаром от первой до последней минуты фильма. Неожиданные повороты сюжета приносят еще больше ощущения ужаса и безнадеги.
Корейские фильмы уже давно относятся к лучшим в мире. «Кальмар» подтверждает это еще раз: монтажный ритм практически безупречен, а каждая сцена выстроена так, что «композиция заслуживает отдельного внимания, буквально из каждого кадра можно получить отличную фотографию. Чего стоит одна только лестница, по которой герои идут на игры.»
В сериале есть достаточно много чужого, не известного некорейскому зрителю, но голливудский визуальный язык позволяет носителю любого другого культурного кода легко преодолевать эти препятствия.
Сорокалетний неудачник и игрок Сон Ги Хун, после того как его бросила жена с дочерью, живя на содержании у своей матери, встретил вербовщика для реалити-шоу. Вместе с несколькими сотнями таких же, как и он сам, Сон Ги Хун отправляется на необитаемый остров, где неудачников ждет расстрел, а победителем станет только один.
Он-то и получит главный приз – 45 миллиардов вон, или около 38 миллионов долларов.
Герои шоу – и сам Сон Ги Хун, и проворовавшийся банкир, и бандит, и перебежчица из Северной Кореи, и приблудившийся пакистанец - быстро понимают, что без поддержки друг друга им не выдержать, но рассчитывать они могут каждый сам на себя. Поэтому в каждой серии героев убивают много и охотно.
«На это довольно интересно смотреть, думаешь, что же за игра будет дальше, причём интересно и участникам и тебе, каждая последующая игра - загадка, кого лучше брать в напарники, группироваться или нет - тоже хороший вопрос, на который до последнего не знаешь ответ», делится впечатлениями Ulia K.
Мнения зрителей довольно противоречивы.
AnnyBannyPanda пишет, что на просмотре первой серии мысль была одна – вот сейчас досмотрим и потом сворачиваемся – слишком много насилия, крови и треша. Ноу же в конце первой серии, благодаря финалу, возникло желание смотреть дальше.А потом серии проносились одна за другой.
Kitt1545730 сериал не понравился совсем. «В сериале "Игра в кальмара" ну просто вообще не на кого глаз положить. Игра актеров безжизненная, персонажи картонные, к тому же еще и выглядят ужасно.»
Культурологи, которые охотно комментируют новый социокультурный феномен, рассуждают, что сюжеты и темы апеллируют к социальным инстинктам зрителя. Как пишет газета «Коммерсант», сериал показывает социум в миниатюре. В нем есть «андердоги», люди, попавшие на край нищеты, и поэтому согласные на все, только чтобы вырваться из бедности. Есть «аппарат принуждения», охранники и распорядитель игры. И есть сильные мира сего, ради которых эти игры и проходят, сидящие в масках и наблюдающие за шоу. Есть в сериале и цитаты из «Матрицы», и из «Голодных игр». И есть главная иллюзия: победить может каждый.
«В «Игре в кальмара» спрятаны более глубинные смыслы. Главная его отличительная черта от собратьев по киноцеху в том, что люди сами, на добровольной основе пришли в игру. Более того, имея возможность её прекратить, они продолжают играть, зная, что большинство из них умрёт», - пишут зрители.
AnnyBannyPanda считает, что глядя на то, кто и на что готов ради миллионов, вера в человечество теряется:
«За время просмотра посещает весь спектр эмоций...Страх, сострадание, удивление, жалость, ужас... Людей действительно жаль. Ведь это история о том, как кому-то стало очень скучно жить богатой жизнью и он ищет развлечений любой ценой.
Люди - это уже не люди, а пешки.
Да, они сами пошли на игру...
Да, они сами пришли к такой жизни...
Но разве они заслуживают подобного?»
Участники игр в сериале чувствуют себя как дети, и не только потому, что они играют в «детские игры», которые перестают быть таковыми из-за того, что большинство не выживают. Героев на ночь запирают в казарме, они получают указания по игре и не могут не соблюдать ее правила. Их практически не кормят, если не считать одного кукурузного початка в день. Камера делает людей маленькими, а их кукольных противников по игре – абсурдно большими. Музыка к фильму только подчеркивает идею о том, что люди навсегда останутся маленькими и беспомощными.
Комических моментов в сериале нет вообще, от этого возникает ощущение безысходности. Да и главный герой – не тот человек, которые вызывает с первой мину сопереживание.
«Сериал прям достойнейший, порвал все шаблоны
Однозначно рекомендую!» говорят зрители.
В Netflix «Игру в кальмара» считают не только самым успешным сериалом не на английском языке. Говорят, что корейский сериал станет самым успешным форматом за всю историю платформы и потеснит с первого места ЛГБТ-драму «Бриджертон».
"Жесткую, но трогающую многих главную мысль сериала о том, что жадность продолжает оставаться антитезой морали, по-прежнему разделяют большинство людей в мире", пишет «Süddeutsche Zeitung».