Сергей Крон
Новый закон дает возможность властям в Варшаве и на местах в воеводствах оставлять без рассмотрения ходатайство об убежище, поданное после незаконного пересечения границы. Заявитель, как минимум, должен прибыть напрямую из опасной зоны, где его жизнь или свобода находятся под угрозой. В противном случае мигрант должен немедленно покинуть Польшу.
На нарушителей нового польского закона может быть наложен штраф или последует кара - им запретят въезд в страну на срок от шести месяцев до трех лет.
В последние недели, как свидетельствует Deutsche Welle, Варшава разместила на границе с Белоруссией тысячи солдат, возвела забор из колючей проволоки и ввела чрезвычайное положение, запрещающее журналистам и гуманитарным организациям доступ ко всей линии 400-километровой границы.
Тем временем на одном из участков границы вновь нашли труп нелегального мигранта. Тело в траве обнаружили летчики полицейского вертолета в ходе патрулирования территории, на которой действует режим чрезвычайного положения.
Представитель полиции Томаш Крупа сообшил корреспонденту Gazeta Wyborcza: погибший - 24-летний беженец из Сирии, до этого предположительно находившийся на территории Белоруссии. При себе он имел паспорт с белорусской визой, выданной в середине сентября.
По данным ВВС, с лета этого года на территории Польши, Литвы и Белоруссии найдены тела семи беженцев. Обстоятельства их гибели установить не удалось. Но в Варшаве и Вильнюсе считают, что белорусский КГБ специально подбросил им тела несчастных, чтобы еще больше обострить ситуацию на границе. Причем поляки не сомневаются, что Александр Лукашенко действует по приказу из Москвы. Как полагают в ЕС, предоставляя беженцам возможность переходить границу, белорусский правитель мстит за санкции Евросоюза.
Директор Департамента национальной безопасности Польши Станислав Жарин уверен, что миграционный кризис на белорусско-польской границе создан белорусскими «турфирмами», которые с позволения властей и пограничников РБ обещают быстро и безболезненно переправить мигрантов в Европу.
Начиная с августа этого года было совершено более 16 тыс. попыток незаконного пересечения польской границы, в то время как за весь прошлый год таких инцидентов было зафиксировано всего 120, сообщило пограничное агентство Польши.
В Литве и Латвии, также наблюдается массовый рост числа мигрантов из стран Ближнего Востока и Азии, пытающихся нелегально въехать из Белоруссии с начала лета. Люди удивлены, что попали в Польшу. Часть из них была уверена, что они легко перейдут белорусско-европейскую границу, как они ее называют, и попадут в «райскую» Германию.
«Мы хотим создать такую ситуацию, чтобы белорусы сами начали захлебываться от мигрантов, которых они высылают нам. Мы рассчитываем, что это заставит Лукашенко отказаться от своего решения», - заявил Станислав Жарин.
Журналисты, работающие в Минске, сообщили «НИ» по телефону, что президент Лукашенко внимательно следит за событиями на границе. Помощники докладывают ему чуть ли не каждый день о стрельбе со стороны Польши и о трупах мигрантов, найденных в приграничных районах Литвы. Сам «батька» считает, что это страны Запада «виноваты в возникшем миграционном кризисе». При этом он отвергает обвинения в адрес Минска в организации потоков нелегальной миграции, заявив о действиях в этом плане некой «международной банды».
- Это уже стало традицией, когда Александр Григорьевич через прессу предлагает «выработать комплекс первоочередных мер», в сотый раз подтвердив, что на границе «складывается гуманитарная катастрофа», - сообщили «НИ» источники в Минске.
«Это же не дело, - заявил Лукашенко, - что люди страдают. Ну да, одели, накормили их, дрова отвезли им туда, палатки передали. Но зимой они же замерзнут! Соседи ввели у себя чрезвычайное положение и никого в приграничные районы не пускают. Чтобы никто не знал, как там умирают люди».
Не веря причитаниям Лукашенко, Евросоюз собирается еще до Нового года ввести пятый пакет санкций против Минска. Есть предложения о включении в него экономических санкций в отношении металлургического, деревообрабатывающего и химического секторов. Новые ограничения должны коснуться всех государственных банков и ключевых промышленных предприятий Белоруссии, в том числе «Беларуськалия» и «Белтелекома».