Людмила Петрушевская опубликовала пост о своих отношениях с Аллой Демидовой:
«Полночи смотрела фильм «Кто тебя победил никто». Посвященный великой Алле Демидовой. Моей почти ровеснице.
Это были наши общие времена, конец 70-х, я хаживала как автор в театр на Таганке, и со мной никто из звезд там не здоровался. И я с ними не здоровалась. Еще чего. А Алла Демидова, тамошняя звезда, она отказалась играть в спектакле «Надежды маленький оркестрик», где третий акт был моя пьеса «Любовь». И правильно. В нашей советской истории столько великих тем, книг и имен, вон Достоевский, вон Булгаков, Трифонов, героини как на подбор, инсценировки самогО великого режиссера Любимова, а Петрушевская что за автор: про свадьбу иногороднего учителя из Свердловска и не слишком молодой москвички-библиотекарши, а у нее с мамой комната в коммуналке и мать против свадьбы и прописки. Скандалит. Пьеска 22 страницы, одноактовка вообще.
(Пьеса «Любовь» входила в трехактный спектакль Сергея Арцыбашева «Надежды маленький оркестрик», который котировался у театральных барыг наравне с «Мастером и Маргаритой» - и после Таганки шел больше 30 лет, сначала в театре Маяковского и затем в театре на Покровке, с С. Арцыбашевым в трех ролях).
Мы с Демидовой почти одногодки, но в те времена она звезда, красавица, великая актриса театра и кино, замужем за известным сценаристом («Зимняя вишня»), она живет на ул. Горького напротив Моссовета, снимается в фильмах, играет в знаменитом Театре на Таганке. Ездит на машине.
У меня же все запрещено - рассказы, повести, не выходят книги, - все, кроме этой малой пьесы «Любовь», которую тоже бы запретили, но подруга Оля Кучкина с помощью подруги Тани Агаповой (Минкульт РСФСР) раздобыла пьесе «лит», разрешение цезуры, послала туда мой задрипанный текст (в этом учреждении я была неизвестна, а что, мата в пьеске нет, поставили печать, делов-то! - и решили мою судьбу: пьеса «Любовь» пошла в семи или восьми московских театрах, Таганка была последним). Муж мой работал сутки через двое, как-то руководил пьяными сантехниками раз в трое суток в подвале при 33-й больнице. Диссертацию ему не дали защитить, так как им сильно заинтересовалось КГБ старейшего атомного городка Обнинска. Где он писал диссертацию в институте онкологии. Бросил там работу, квартиру, скрылся в Москву без прописки, ищи-свищи. И у нас растет двое детей.
И я для Демидовой и других звезд на Таганке была никто. То никто, что ничто.
Любимов как-то однажды досадливо махнул мне рукой на свою стену с автографами великих людей Страны Советов, чтобы я поставила подпись, но я буркнула «Подождем». Он хотел еще поставить «Чинзано», назначал время, как-то примерялся, задавал мне вопросы, держа текст в руке, но с досадой сворачивал беседу: видимо, все ему там было поперек.
Хотя его пьющие актеры вполне бы поняли суть пьесы, и Высоцкий бы спел раз пять. Вообще билеты ходили бы за валюту.
Ну так Рома Козак блестяще поставил «Чинзано» в подвальчике театра «Человек», и в перестройку они объездили 25 стран. В том числе Европу и Америку. Париж, Лондон, Милан, Нью-Йорк, Венесуэлу, остров Маврикий. Победа в Мюнхене на фестивале.
У Любимова было чутье. Но у него все было налажено: сам писал инсценировки, сам ставил, Москва к нему рвалась на Высоцкого; и не оказалось у Любимова возможностей поставить «Чинзано».
Пьеса-то о том, как пьют вино «Чинзано», а один из трех, которые пьют, он должен срочно ехать за город, и выясняется в конце, что там в поселке завтра похороны его матери, у которой сын не успел прописаться после развода. А сам он уже выписался из квартиры бывшей жены.
« -Ты где живешь?
- Теперь еще нигде пока уже опять».
И «Чинзано», которое он купил в долг, предназначается на завтрашние поминки:
«-Чинзано все окупит.»
Но он никуда на похороны не поедет.
Эту пьесу я написала за ночь.
Ведь это у меня бывало частенько: из-за недостатка дневного времени (дети!) я начинала и заканчивала одноактную пьесу за ночь. Рассказ сразу. Как уложу детей, пошла писать губерния. Правда, «Московский хор» двигался восемь лет, как бронепоезд. Но потом шел во МХАТе 10 лет, у Додина еще дольше. При битком набитом зале. Пока гениальная старуха Таня Щуко не потеряла память. Вот что бы не купить ей суфлера, наушники - ими потом пользовались многие в театрах. Табаков, к примеру - так говорили.
И сейчас -всегда при полном зале - «Московский хор» идет в театре Маяковского.
Я не люблю театр. Но все мои романы по сути - сменяющиеся монологи. И «Свой круг» играли в Польше, и «Время ночь» в Дзержинске (где все было сразу запрещено директром местного театра, городок-то режимный, а режиссеру спектакля Петру Кротенко два пришедших к нему в гостиницу амбала велели выметаться из города в 24 часа).
В Норвегии шло «Время ночь» как моноспектакль, в Швеции на острове Готланд - и не помню в каком сибирском городе, где проходил общероссийский конкурс одноактовок. Там этот запрещенный в захудалом Дзержинске спектакль «Время ночь» неожиданно получил первое место.
Мы вызвали спектакль в Москву, они играли в Доме кино, и зал дико хохотал! Как оказалось, я написала трагикомедию...
О чем я хотела сказать: я считаю Аллу Демидову гениальной актрисой, случайно увидела ее в каком-то деревенском спектакле на Таганке -в роли сельской старухи, и была поражена в самое сердце.
И кто еще мог бы сыграть эту трагическую комедию от первого лица, прочесть вслух повесть «Время ночь», спрашиваю я вас?
Сказано же было: кроме великой Аллы Демидовой - никто.
Мы с ней несколько лет назад столкнулись в подъезде (я навещала свою подругу Наташу Абрамову, редактора студии Союзмультфильм), и Алла сказала:
- Здравствуйте, Люсенька.»