Posted 11 октября 2021,, 11:46

Published 11 октября 2021,, 11:46

Modified 7 марта, 13:13

Updated 7 марта, 13:13

Комсомольская площадь сегодня

Три вокзала: от первых паровозов до цифровых технологий

11 октября 2021, 11:46
Фото: Андрей Балебанов
Комсомольская площадь сегодня
Комсомольскую площадь в Москве нередко называют площадью Трех вокзалов – Ленинградского, Ярославского и Казанского. В них за более чем полтора века как в капле воды отражена история России. И сегодня именно здесь внедряются инновации, пробуются новые технологии, цифровые сервисы и услуги.
Сюжет
Еда

Сергей Крон

«Вокзал, несгораемый ящик разлук моих, встреч и разлук…» - написал когда-то поэт Борис Пастернак. Он считал, что Россия – «кочевая страна». Выражаясь современным языком, транспорт в ней – востребованный «продукт потребления», сродни воздуху, еде и воде. Эту мысль ярко подтверждает сегодняшняя загруженность московских железнодорожных вокзалов. Каждый из них ежечасно принимает от пятисот до полутора тысяч пассажиров.

Слово «вокзал» происходит от английского vauxhall, которым еще в XVIII веке называли популярное в Лондоне злачное место – Парк развлечений. Самым первым вокзалом в Российской империи, открытым более 180 лет назад, считается ресторация на станции Павловск Царскосельской железной дороги. Постепенно вокзалом в России стали называть здание, к которому примыкают платформы, а к ним по железной дороге прибывают поезда.

Обязательные атрибуты современных вокзалов: залы ожидания, билетные кассы, камеры хранения, буфеты ресторации. На всех вокзалах обязательно несут службу полицейские и врачи, снуют носильщики и уборщики. И, конечно же, встречающие и провожающие.

В Москве сегодня девять вокзалов, расположенных в зданиях с вековой историей, которые считаются культурными памятниками столицы. Недавно появился, правда, еще один хаб – Восточный. Москвичи пока не называют его «вокзалом» - не привыкли, наверное. Но конечно, главными в городе считаются три легендарных вокзала - Ленинградский, Ярославский и Казанский вокзалы.

РЖД укрепляет лидерство

По словам генерального директора – председателя правления компании РЖД Олега Белозёрова - для пассажирского комплекса железных дорог 2020 год стал одним из самых сложных за всю историю. После четырехкратного падения объемов перевозок в первом полугодии началось их восстановление, оперативно был перестроен технологический процесс и обеспечено выполнение установленных требований по защите здоровья пассажиров. При этом компания продолжила внедрять новые сервисы и услуги и, что очень важно, обновила подвижной состав.

«Закуплено более 1 тысячи новых вагонов. Полностью обновлен состав известного во всем мире поезда дальнего следования «Россия» Москва – Владивосток. Это более 200 вагонов нового поколения! Проектные решения с акцентом на персонализацию пространства пассажиров получили положительные отзывы у россиян», – говорит Олег Белозёров.

В общем, несмотря на все проблемы прошлого года, «РЖД» продолжает укреплять лидерство среди железных дорог мира по безопасности, энергоэффективности, скорости и надежности доставки грузов.

Ключевыми задачами 2021 года для «РЖД» Олег Белозёров назвал развитие цифровых сервисов и инновационных проектов, внедрение нового модельного ряда пассажирских вагонов по всей стране и формирование новой модели пригородных перевозок. По его словам, настало время наращивания объемов грузовых перевозок, а также развития Восточного полигона с соблюдением всех требований по защите окружающей среды. Пандемия заставила форсировать перевод работы на цифровые интерфейсы. Цифровизация транспортно-логистической деятельности идет полным ходом несмотря ни на что. В итоге на электронной торговой площадке «Грузовые перевозки» уже оформляется более 70 % юридически значимых процедур.

Стратегия инновационного развития, обновления инфраструктуры, системы управления, техники и технологий напрямую касается и реновации вокзальных помещений, создания современной вокзальной инфраструктуры, новые технологичных сервисов. Три московских вокзала – Ленинградский, Ярославский и Казанский в этой стратегии инновации занимают лидирующие места.

«Три вокзала» внедряют инновации

Корреспондент «НИ» связался с Дирекцией железнодорожных вокзалов (ДЖВ) и задал вопрос: какие новые сервисы и услуги предоставляются на Ленинградском, Казанском и Ярославском вокзалах сегодня?

- На каждом из названных вами вокзалах для удобства и комфорта пассажиров предоставляются новые цифровые сервисы и услуги. Например, пассажиры могут воспользоваться новыми современными ячейками автоматических камер хранения нового образца с безлюдной технологией обслуживания, или воспользоваться сервисом аренды портативных зарядных устройств. На высоких вокзальных стенах также установлены справочные видеотерминалы, через которые пассажиры могут получить необходимую информацию о расписании движения поездов, времени отправления, стоимости и т.д.

Кроме того, на вокзальных комплексах появляются новые современные пространства. Так, на Ярославском вокзале этим летом был обновлен зал «Комфорт», в котором для маленьких путешественников установили игровую площадку.

На Казанском вокзале весной открылся первый в мире сквош-клуб, расположенный прямо на территории вокзального комплекса. Здесь есть отдельная зона для разминки, а также центр восстановления с профессиональными врачами и массажистами. Все корты оборудованы системой кондиционирования со встроенными датчиками регулировки и поддержания нужной температуры. В профессиональной команде клуба - сертифицированные тренеры Всемирной федерации сквоша.

Говоря о нововведениях, в пресс-службе ДЖВ особо отметили Ленинградский вокзал, который в последние годы стал одним из ключевых российских железнодорожных полигонов для тестирования передовых технологий, призванных сделать жизнь миллионов путешественников удобней и комфортней.

- В сентябре на Ленинградском вокзале был запущен инновационный проект по биометрической системе оплаты услуг бизнес-зала нового формата. Новый цифровой сервис позволяет ускорить оплату услуг, делая ее проще и удобнее. Для его использования необходимо выбрать на терминале биометрический способ оплаты, затем – встать напротив планшета, который автоматически определит лицо клиента «Сбера» и мгновенно проведет транзакцию. Такой метод оплаты доступен всем, кто подключил функцию оплаты одним взглядом в мобильном приложении «Сбербанк Онлайн», - отметили в пресс-службе ДЖВ.

В августе на Ленинградском вокзале стартовал пилотный проект по бесконтактной оплате автомобильной парковки на основе технологии Fast Track. Теперь при въезде на автомобильную парковку посетителю достаточно приложить банковскую карту или устройство с технологией бесконтактной оплаты к парковочному терминалу. При выезде – повторить операцию. Система сама рассчитает время пребывания на парковке и автоматически спишет сумму в соответствии с установленным тарифом.

На Ленинградском вокзале сейчас также тестируется новый цифровой сервис по доставке еды. Сервис рассчитан на пассажиров и посетителей, которые планируют заказать обед в дорогу, а также для тех, кто желает перекусить в ожидании поезда. Среднее время доставки заказа – всего 10 минут. Меню обновляется ежедневно. Сервис работает в круглосуточном режиме.

Еще один цифровой сервис, тестирование которого на Ленинградском вокзале было завершено этим летом – проект по оплате услуг автоматических камер хранения с помощью QR-кода. В настоящее время, такой способ приема платежей был внедрен на 9 крупных вокзалах Москвы, а также на всех вокзалах Санкт-Петербурга и на ряде вокзалов Северо-Кавказской железной дороги, сообщил «НИ» представитель дирекции ДЖВ.

Не только инновации, но и памятники архитектуры

- Комсомольская площадь - место уникальное для российской столицы, - рассказал «НИ» москвовед, доктор исторических наук Петр Зеленков. - По железнодорожным зданиям можно изучать историю российской архитектуры второй половины XIX-начала XX веков. Архитектурные решения трех вокзалов иллюстрируют самые различные стили именно отечественной архитектуры: строгий русско-византийский стиль Ленинградского вокзала, образная стилизация старины в облике Ярославского вокзала и следование историческим образцам русской архитектуры в образе Казанского вокзала.

Сохранение исторического облика зданий, их архитектурной ценности тоже важная современная задача. Сложно в угаре реновации не уничтожить архитектурную самобытность. Сложно, но можно. И опыт РЖД это доказывает. История тоже может капитализироваться. А она богатая.

Николаевский или Ленинградский? А, может, Петербуржский?

В феврале 1842 года император Николаем I решил построить железную дорогу Санкт-Петербург-Москва, которая была самой длинной в мире двухпутной «чугункой».

Император понимал, что необходимо возвести два вокзала – в Москве и Санкт-Петербурге. Проект был поручен придворному архитектору и любимцу Николая I архитектору Константину Тону, создателю русско-византийского стиля в России. Тон в то время вел активное строительство в Кремле - Кремлевский дворец, воссоздание колокольни Ивана Великого, Оружейная палата. Он также был автором первого проекта храма Христа Спасителя.

Тон разработал архитектурный план Каланчевской площади, согласно которому на ее северной границе планировалось строительство вокзала, с башней с часами и богатым декором, а по бокам должны были расположиться еще два здания с более скромной отделкой - таможня и жилой дом, который почему-то так и не построили.

Возведение здания вокзала было окончено в 1849 году, а дорогу, которая обошлась бюджету в 67 млн. золотых рублей, открыли 16 августа 1851 года. В этот день первый поезд с императором, свитой и двумя батальонами гвардейцев Семеновского и Преображенского полков проехал от Петербурга до Москвы.

Император Александр II, начав царствовать в марте 1855 года, тут же сменил название железной дороги и вокзалов ее конечных станций. Они стали Николаевскими. Тем самым самодержец увековечил память Николая I, усилиями которого появились и дорога, и вокзал.

После революции царские названия продержались пять лет. В 1923 году, вступив в должность наркома путей сообщения, Феликс Дзержинский повелел немедленно сменить чуждые новой власти царские имена. Николаевская стала Октябрьской железной дорогой. Октябрьским назвали и вокзал в Москве.

С революционным именем дорога прожила до 2003 года, т.е. до преобразования МПС в холдинг «РЖД», а вот вокзал удержал новое наречение меньше года. 21 января 1924 года в подмосковных Горках почил вождь мирового пролетариата. Петроград стал Ленинградом. Ленинградским сделался и вокзал в Москве.

Кому предназначались бутерброды с осетриной?

История Ленинградского вокзала – история страны. Именно здесь в 1927 году открылась первая в СССР Депутатская комната с набором полноценного отдыха. Ее помещение было устлано коврами, уставлено диванами, креслами, шкафами для посуды и одежды. Круглосуточно работал закрытый буфет, в обязательное меню которого входили бутерброды с осетриной, красной и паюсной (черной) икрой, сардельки с зеленым горошком, котлета «Московская» с картофельным пюре и другие блюда. Из напитков в числе обязательных были чай черный с лимоном, коньяк, водка, портвейн и сухое вино трех сортов.

Верной приметой Ленинградского вокзала всегда были чистота и ухоженность. В советские времена и особенно в лихие 1990-е это особенно бросалось в глаза.

За 170 лет Ленинградский вокзал пережил пять реконструкций и расширений, три капитальных ремонта. И сейчас это - современный европейского уровня комплекс обслуживания пассажиров.

Последняя масштабная реконструкция Ленинградского вокзала была завершена в августе 2013 года. Как и 170 лет назад, целью проведенных работ стало создание максимально комфортных и удобных условий для пассажиров. В мэрии Москвы «НИ» комментировали: «При реконструкции здания вокзала была решена сложная задача: необходимо было сохранить внешний исторический вид здания, его неповторимый колорит и, в то же время, полностью переоборудовать внутренние помещения для наиболее эффективного их использования». И эта задача была решена.

Сегодня в залах вокзала современные системы навигации и информатизации. В зале № 2 кассы дальнего следования были реконструированы в кассы «открытого типа», что улучшает качество и скорость обслуживания пассажиров.

Это был не Кремль, а Ярославский вокзал!

- В 1965 году я, дембель, ехал из Казани в Москву с единственной целью – увидеть Кремль. Знал, что делаю большой крюк, но была мечта детства и душа рвалась в столицу нашей родины. Рано утром прибыл на Казанский вокзал, вышел на площадь и обомлел – вот где, оказывается, жили цари, а теперь работает советское правительство! Заплакав, я невольно встал на колени. Прохожие с удивлением смотрели на меня, и никто не проронил ни слова. Сердце мое успокоилось, слезы высохли, и я уехал в родной Нижний Тагил. И только через тридцать лет узнал, что увидел я не московский Кремль, а здание… Ярославского вокзала на Комсомольской площади», - рассказал «НИ» Иван Рябов, бывший редактор одной из уральских газет.

- У Ярославского вокзала своя, не менее интересная, чем у Кремля, история, - говорит знаток столичной архитектуры Петр Зеленков. - В 1858 году группа купцов, среди которых был миллионер Иван Мамонтов, по инициативе профессора-математика МГУ Федора Чижова начала строительство новой дороги северного направления. «Чугунка» должна была соединить Москву с православной Меккой - Сергиевым Посадом. Мотивы авторов проекта понятны и сегодня – толпы верующих превратятся в пассажиров новой дороги и быстро окупят колоссальные расходы. Не зря Мамонтов перед тем, как дать «добро» на участие в проекте, лично подсчитывал возможные риски и думал, насколько востребована будет дорога.

Но рельсы, упирающиеся в Сергиев Посад, скоро снова стали будоражить русских промышленников, ученых и образованных царских чиновников. За тупиком, который венчал большой православный дубовый крест, они видели великие пути на Север России и в Сибирь. На территории, где много железной руды, угля, золота, драгоценных камней, леса, пушнины и рыбы.

В 1870 году Троицкий вокзал стал Ярославским и название это прижилось. Позднее дорога пошла на Архангельск и соединила Москву с огромными территориями русского Севера. «Ярославское» направление стало приносить хорошие деньги акционерам.

В 1902 году нашлись средства и на полную перестройку здания вокзала в Москве. Император Николай II назначил руководителя проекта - известного архитектора Федора Шехтеля. Применив новые строительные материалы - железобетон, металлоконструкции, облицовочные плитки - Шехтель сумел создать уникальное здание со значительно меньшими затратами, чем потребовал бы традиционный метод. Вся работа обошлась государству в 300 тыс. рублей при ощутимо ускоренном сроке постройки. В числе впечатляющих особенностей здания – огромная входная арка, киль козырька над ней и пилоны в виде стилизованных крепостных башен.

Ярославский вокзал пережил две реконструкции, одну реставрацию и один капитальный ремонт. В 1966 году основное здание получило стеклянную пристройку со стороны перронов. В 1995 значительно расширились площади вокзала, что позволило в два раза увеличить число пассажиров и ликвидировать чрезмерную загруженность залов и перронов.

Сталин был недоволен

Целых 33 года (с 1922 по 1955) Ярославский был Северным вокзалом. Говорят, вокзал переименовали потому, что Сталину и его окружению это название напоминало о большом крестьянском восстании в Ярославской губернии. Тем не менее, несмотря на все игры с переименованием в народе вокзал по привычке продолжали называть Ярославским.

Сегодня Ярославский – современный и один из самых крупных вокзалов столицы. Каждые сутки он пропускает до 30 поездов дальнего следования, в том числе и зарубежных – в столицы Монголии, Китая, Северной и Южной Кореи.

По состоянию на 2020 год он занимает первое место по объему пассажиропотока в стране. При этом основная доля перевозок приходится на поезда пригородного сообщения — более 6 млн. человек в месяц, в то время как маршрутами дальнего следования в месяц пользуется только чуть более 500 тысяч человек.

В настоящее время перрон станции занимают 16 железнодорожных путей. Шесть из них предназначены для пассажирских составов дальнего следования, 8 обслуживают пригородное сообщение Московского региона, а два пути выделены под скоростные поезда-экспресс «Спутник».

Ярославский вокзал - нулевой километр самой протяженной в мире железной дороги, Транссиба. Если турист захочет прокатиться по Транссибу, то путешествие начнется на Ярославском вокзале в Москве, а через шесть суток и час с небольшим поезд прибудет на железнодорожный вокзал во Владивостоке. За это время он сделаете 120 остановок, пересечет 8 часовых поясов в 19 регионах России.

«Ворота на Восток»

Пожалуй, самая популярная забава таксистов на Комсомольской площади с советских времен - развести впервые приехавших в столицу пассажиров, которым надо перебраться с Ленинградского и Ярославского на Казанский вокзал. И наоборот. Плохо знающих город приезжих, прокатят вокруг площади за немалые деньги.

Когда-то на месте Казанского вокзала было болото возле ручья Ольховца, затем - рынок пиломатериалов. В 1860 году болото осушили, Ольховец заключили в трубу, а рынок закрыли. В 1862 году сюда подвели пути Московско-Рязанской железной дороги.

В 1893 году железную дорогу продлили до Казани, поток пассажиров значительно вырос. Необходимость нового вокзала стала очевидной. Правление дороги рассмотрело несколько проектов переустройства вокзального здания, однако даже наиболее удачный вариант имел серьезные недостатки и не был утвержден министерством. К тому же Николай II изъявил желание сделать вокзал «восточными воротами» Москвы. А через них – соединить Европу и Азию.

Вскоре был объявлен конкурс на проект нового вокзала. Победил академик архитектуры А.В. Щусев. Принципиальное отличие его варианта заключалось в том, что он перенес главные архитектурные формы с узкого Рязанского проезда на угол Каланчевской площади, «повернув тем самым всю композицию лицом в наиболее выгодную для города сторону».

Кроме того, Щусев предложил проект в национально-романтическом стиле с элементами искусства стран Востока. Во многом благодаря именно этому правление дороги и постановило 29 октября 1911 года строить новый вокзал по проекту Щусева. 12 ноября 1913 года после необходимых согласований проект был утвержден Николаем II.

Строительство началось в 1913 году и затмило своим размахом все остальные стройки московских вокзалов. К работе были привлечены лучшие архитекторы, инженеры и художники России. Достаточно сказать, что в создании интерьеров Казанского вокзала участвовали Н.К. Рерих, А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, З.Е. Серебрякова.

В 1919 году недостроенное здание было сдано в эксплуатацию в упрощенном, так сказать, виде. Только через семь лет московские власти нашли деньги для завершения первого этапа реконструкции и отделки вокзала. И это понятно - молодой советской России было не до комфорта пассажиров и люди довольствовались лавками из наструганных досок и общими вагонами.

Лишь в 1940 году был окончен последний этап реконструкции Казанского вокзала. Так что, многие планы Щусева остались неосуществленными.

Еще в самом начале строительства архитектор настоял на устройстве часов с боем и заказал для них в Петербурге бронзовые знаки зодиака, самостоятельно выполнив для них рисунки. Однако часы были пущены только в 1923 году и проработали до осени 1941-го – в них попала немецкая фугасная бомба. Часы вернули на прежнее место только в 1970-х годах.

Здесь будет сад-вокзал

В конце 1980-х Казанский вокзал претерпел масштабную реконструкцию: был обновлен облик самого главного здания, расширены и перепланированы внутренние помещения, сооружены крыши над перронами, здание оснащено современными техническими средствами.

Строители исполнили заветы академика Щусева – построили подземный переход под всеми путями станции от Комсомольской площади до Новорязанской улицы, дебаркадер над платформами, новые корпуса на Рязанском проезде и Новорязанской улице. Причем сделали это по чертежам знаменитого архитектора.

Сегодня с Казанского вокзала можно уехать не только в Казань да Рязань, но также в Бишкек, Грозный, Ташкент, Караганду и многие другие восточные города.

Казанскому вокзалу, уготовлено блестящее будущее. Даже трудно себе представить, что очень скоро он может превратиться в многоэтажный торговый центр с зеленым общественным пространством и площадками на открытом воздухе. Во всяком случае, «Росжелдорпроект» представил концепцию развития железнодорожного вокзала к 2030 году.

По задумке архитекторов, над путями пригородных поездов и составов дальнего следования, где сейчас отсутствуют даже навесы, создадут настоящий парк. Попасть в него можно будет с помощью эскалаторов с Комсомольской площади и Новорязанской улицы. Зеленое пространство будет служить не только как место для прогулок, но и как альтернативный путь, позволяющий горожанам не огибать весь вокзал, чтобы попасть на соседние улицы. Внутри же исторической части, где сейчас все заставлено киосками, сделают трехуровневый центр, общей площадью более 25 тысяч кв. м.

В павильонах на втором и третьем уровнях расположатся магазины, залы ожидания и досмотровый центр, который сейчас находится в историческом здании. А в сторону Новорязанской улицы будет выходить небольшая терраса под открытым небом. Помимо этого, планируется благоустроить площадь Трех вокзалов.

Ждем и готовимся удивляться. А какими новыми технологиями оснастят перестроенный вокзал – остается только фантазировать.

"