Как сообщил Кисида, выступая со своей первой программной речью на пленарном заседании нижней палаты парламента, он намерен «комплексно работать» над двусторонними отношениями с Россией, и цель такой работы — «разрешение территориального вопроса вокруг Северных территорий». Так в Японии называют южнокурильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу островов Хабомаи.
«С Россией заключения мирного договора не будет без решения территориального вопроса. Я буду стремиться к развитию всего комплекса японско-российских отношений, включая подписание мирного договора», — цитирует слова Кисиды «Коммерсант».
Ранее представители МИД Японии заявили о готовности работы над созданием благоприятного климата, который будет способствовать подписанию мирного договора.
О таком же намерении заявил и новый японский премьер Фумио Кисида в телефонном разговоре с президентом РФ Владимиром Путиным.
Территориальный спор вокруг «Северных территорий» между Японией и Россией не урегулирован уже более 75 лет — со времен окончания Второй мировой войны. После войны все Курильские острова вошли в состав СССР. Однако Япония до настоящего времени предъявляет свои претензии на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу островов Хабомаи. Россия, в свою очередь, указывает на закрепленный в Конституции принцип единства и неделимости территории страны, полностью отвергая претензии Японии на спорные острова.
Новый премьер-министр Японии Фумио Кисида получил свой пост в результате парламентского голосования 4 октября. На заседании нижней палаты японского парламента делегаты большинством голосов избрали Фумио Кисиду сотым премьер-министром страны. Кисида, работавший в 2012–2017 годах министром иностранных дел Японии, сейчас возглавляет правящую Либерально-демократическую партию Японии. Его предшественником на посту главы кабмина был Ёсихидэ Суга, который также выражал намерения «урегулировать» территориальный спор с РФ. Ранее Суга, который сменил на посту премьера Синдзо Абэ, заявил, что не станет участвовать в выборах главы правящей партии ЛДП, поскольку решил сконцентрироваться на мерах борьбы с COVID-19.
Несмотря на все заверения японских властей, до настоящего времени до подписания мирного договора дело так и не дошло.