Виктория Павлова
О том, что главная авиакомпания страны, да ещё принадлежащая государству, оставляет регионы без своих рейсов, стало известно еще в марте 2021 года. Тогда СМИ проанализировали систему бронирования билетов и пришли к выводу, что в 9 российских городов полеты прекращены, и ещё 17 направлений на подходе. Но сам национальный перевозчик, находящийся уже под руководством Михаила Полубояринова, тогда все отрицал и назвал такие выводы, сделанные на основе системы бронирования, несерьезными. Однако после этого одна за другой стали появляться новости о том, что авиакомпания прекращает полеты в города России. "Аэрофлот" перестал летать в Омск, Томск, Тюмень, Южно-Сахалинск, Челябинск, Магнитогорск, Белгород, Нижний Новгород, Астрахань, Воронеж, Нижнекамск (Набережные Челны), Архангельск, Тюмень и другие.
Жителей регионов, по мнению монополиста, должно успокаивать то, что совсем без авиатранспорта они не остались. Нацпер отдал внутрироссийские перелеты на откуп своим «дочкам» - авиакомпаниям «Победа» и «Россия». Про качество сервиса в «Победе» можно уже и не рассказывать - все и так прекрасно знают о его отсутствии. «Россия», правда, не лоукостер.
Самое время вспомнить, что история возникновения авиакомпании «Россия» началась еще с частной независимой компании «Трансаэро». После ее ликвидации «Аэрофлот» получил без конкурса 31 освободившийся маршрут! А в качестве компенсации за перевозку пассажиров - авиапарк «Трансаэро». Самолеты уже были сильно немолоды. Какие-то вывели из эксплуатации из-за дороговизны ремонта и заменили более новыми, какие-то оставили. В итоге средний возраст самолетов Аэрофлота, по подсчетам аналитиков составляет 5,2 года, а самому старому - 12 лет. У «России» средний возраст самолетов 12,76 года, а самому старому – 24 года. Техника из 90-х ещё в строю. По итогам 2021 года авиапарк «России» помолодеет, но лишь за счёт того, что «Аэрофлот» слил своей дочке печально знаменитые SSJ-100. Слабое утешение.
Не жили хорошо, и нечего начинать. Люди из регионов перебьются остатками с барского стола. А что сам «Аэрофлот»? Он концентрируется на более маржинальных дальнемагистральных и зарубежных рейсах. Недавно, например, были открыты рейсы в Шарм-эль-Шейх, Хургаду и Пунта-Кану. Естественно, продавать билеты на египетские курорты туристам более чем по 40 тыс рублей на человека (в оба конца), куда выгоднее, чем возить жителей Томска. Только вот передача рейсов в центральной части страны «России», а в восточной - «Победе» никак не вяжется с глобальными планами развития Дальнего Востока. Людей надо всячески заманивать на Дальний Восток, но в комфортном перелёте им отказывают. Все, как по старому советскому принципу «не доедим, но вывезем» на современный лад: все лучшее – за границу, а остальные перебьются.
«Аэрофлот» можно было бы понять и простить, если бы это была частная компания. Тут вопросов нет: выгода превыше всего. Но «Аэрофлот» - государственная компания и обходится бюджету в копеечку даже когда получает прибыль и платит дивиденды. В 2019 году, например (2020 год «Аэрофлот» закончил с убытком), авиакомпания получила от государства субсидии на 5,73 млрд рублей, а поступление дивидендов в бюджет составило 3,456 млрд рублей. Государство просто подарило «Аэрофлоту» 2,3 млрд рублей! И это ещё мелочи на фоне проведения допэмиссии акций в октябре прошлого года на 80 млрд рублей. 75% от всего выкупленного объема пришлись на госструктуры. Минфин за счёт средств ФНБ купил акции на 40,9 млрд рублей, ещё на 21 млрд рублей купил акции «ВТБ Капитал». В приобретении бумаг поучаствовал ещё РФПИ с неназванными ближневосточными партнёрами.
«Аэрофлот» получает от государства миллиарды рублей, а в ответ просто игнорирует людей, о которых государство (социальное, как декларируется) должно заботиться. Если Михаил Полубояринов не осознаёт задач национального перевозчика, то может об этом стоит задуматься министру транспорта Виталию Савельеву и премьеру Михаилу Мишустину?