Елена Иванова
Фрустрацию главного редактора пропагандистского канала можно понять. В отличие от других стран, судьба немецкого RT складывается не очень удачно. Вещание в Интернете началось несколько лет назад, а вот с телевизором никак не складывалось. С самого начала холдингу и российским властям было понятно, что получить лицензию в Германии будет практически невозможно. Мало того, что немецкое медийное законодательство запрещает показ телевизионных программ, финансируемых государствами. И хотя для некоторых каналов, как, например, France24, были сделаны исключения, но разве можно сравнивать второго по важности члена Евросоюза Францию со страной, которую последнее десятилетие обвиняют во вмешательстве в демократические процессы по всему миру. Был еще один ход – получить лицензию в соседней с Германией стране и показывать программу де-факто, основываясь на законодательстве по трансграничному вещанию. Получить такую лицензию пытались не один раз.
Как говорят источники с немецкого рынка, сначала пробовали договориться с дружественной Австрией, но не получилось. В этом году шли переговоры с Люксембургом, власти которого, вроде бы, были не против, имея опыт RTL, который тоже начинался в этом мини-государстве, а потом «вернулся» на родину, превратившись в крупнейшую медиагруппу Европы, но сохранив штаб-квартиру в Люксембурге. Однако немцы тоже не дураки, они прекрасно понимали, на что нацелились проводники идеи русского мира и «защитники» всех недовольных. В августе RT окончательно пришлось похоронить идею быстрого получения разрешения на вещание – люксембуржцы, не без нажима немецких властей, лицензию не дали. При всех вложенных миллионах евро, покупке здания фабрики в Берлине и полного оснащения эфирного комплекса для российских пропагандистов остался один путь – Интернет. И вот тут-то «нога попала в колесо».
Официальная формулировка Youtube гласила, что RT распространяла «ложную медицинскую информацию о коронавирусной инфекции». Это привело к приостановке прав на публикацию видео.
Речь идет об интервью со швейцарским иммунологом Беда Штрадлером, бывшим директором Института иммунологии Бернского университета. Еще в июне прошлого года он говорил, что ПЦР-тесты не эффективны, а маски носить не надо. «Тем молодым и здоровым людям, которые в настоящее время ходят с маской на лице, было бы лучше носить шлем, потому что риск того, что что-то упадет им на голову, больше, чем риск серьезно заразиться коронавирусом», — заявил Штадлер.
Он также утверждает, что меры по профилактике вируса "чрезмерны", а у людей есть иммунитет и к ковиду, потому что это "не первая встреча человека с коронавирусами".
О чем говорил профессор 23 августа этого года, зрителям, которые не смотрят программу RT, по понятным причинам, уже не удастся. Американцы предупредили канал, что они распространяют ложную информацию.
В другом интервью, за которое канал получил второе предупреждение, терапевт Клаус Кенлайн, утверждавший в свое время, что ВИЧ нет, заявлял, что ковид лечат ядами. Это они наносят ущерб человеческой ДНК и убивают клетки организма. Кенлайн любит рассказывать, что распространения коронавируса нет, это просто власти сами создают видимость эпидемии, навязывая населению тесты и маски, а ВОЗ еще и проводит над человечеством опасные эксперименты.
Как пишут в Интернете, большой разницы между тем, что российские СМИ показывают и рассказывают в России, и что предлагает RT в Германии, по большому счету, нет. У нас в стране эти фейки проходят под рубрикой «альтернативная точка зрения». Поклонники теории заговора получают неограниченные возможности по распространению любой страшилки.
Вакцинацию 1 миллиарда китайцев называют «утилизацией» 95% населения страны, пандемию называют «новой мировой войной», вакцины на основе мРНК сделали для того, чтобы «выращивать и учить соответствующих людей».
Такие фокусы в немецком медийном пространстве не проходят. Конечно, в Германии есть большое количество антиваксеров, а доля привитого населения, несмотря на все усилия правительства, растет очень медленно. Поэтому власти внимательно отслеживают всю информацию по ковиду. Естественно, что Youtube выполняет все предписания властей по освещению пандемии. А разве тот же Гугл не выполнил предписание Роскомнадзора и не убрал из поиска «Умное голосование» перед выборами? И почему Симоньян и Захарова думают, что в Германии ограничения не действуют?
Есть еще один слой в этой истории, о котором мало говорят. Дело в том, что антиваксеры – это питательная среда для расширения влияния праворадикальной партии «Альтернатива для Германии», члены которой считают RT своим, практически «домашним» каналом. Именно за счет антиваксеров правые радикалы на прошедших недавно выборах в Бундестаг потеряли меньше голосов , чем должны были бы. К счастью, противники вакцинации хотя и не могли полностью восполнить отток избирателей из АДГ в демократические партии, но все-таки принесли ей свои голоса. Поэтому власти перед выборами не захотели давать им трибуну.
Полученные предупреждения не остановило создателей немецкоязычного канала с русскими корнями. После того как вещание было временно приостановлено, RT показало то же самое на параллельном канале под названием «Недостающее звено». Вот тут-то и пришел бессрочный бан.
Вряд можно поверить в то, что на RT никто не просчитывает последствия таких действий. Но и поосторожнее в выражениях после отказа в лицензии руководство канала действовать не собиралось. Очевидно, что теперь российские власти, которые под каждым кустом и так подозревают врагов, не задумываясь, выделят дополнительный, «военный» бюджет пропагандистам.
Друзей среди СМИ у RT в Германии нет, поэтому праведный гнев Симоньян обрушился на немецкие общественно-правовые каналы АРД и ЦДФ. Их-то, по мнению главного редактора RT, и нужно прикрыть в России. Немецкие власти в лице пресс-секретаря Меркель пожали плечами - мол, мы тут ни при чем, вон есть платформа, с ней и решайте свои проблемы. Но облегчение по поводу того, что «акела промахнулся», все-таки присутствует. Чем меньше RT будет будоражить и так нестабильных антиваксеров и скептиков в Германии, чем легче будет всем. Для конкурентов это тоже неплохо – 4 место среди информационных ресурсов вакантным не останется. Часть аудитории канала перетечет к ним. Свято место, как известно, пусто не бывает.