Психолог Юлия Дягилева, живущая в Барселоне, опубликовала в своем блоге сообщение о скандале, который вызвала в этой стране социальная реклама о недопустимости проституции. О том, что женщин нельзя покупать, что женщины не товар и не еда:
«Задумка была хорошая, но реализовали более чем криво.
На выпущенных плакатах изображена доска, какую обычно перед кафешками ставят и меню на ней пишут, только на этой доске написано типа «Меню дня. Основное блюдо: русская девственница плюс кокаин.»
И дальше там имена с ценами, имена тоже русские, ну как их испанцы видят. Катя, София, Саша и ещё что-то невнятное.
Русскоязычные женщины напихали в панамку на странице организации, посольство РФ потребовало объяснений, в местной прессе публикации стали появляться.
Лиза Окулова, журналистка, дозвонилась до организаторов акции, там ей, естественно, сказали, что обидеть никого не хотели, очень жаль, что так вышло, но плакаты эти никто не снимает, зачем их снимать-то, ну повисят ещё несколько дней.
А кто-то считает, что рекламщики неудачно скреативили с игрой слов, потому что на таких досках почти в каждом меню пишут «энсалада руса» (русский салат, труп оливье такой), поэтому и впихнули «руса» в рекламу.
В комментах на странице этой организации я прочла, что они евангелисты, поэтому, в общем, не удивлюсь, если там ксенофобия по убеждениям.
Сколько им ни писали на странице - мне кажется, не догоняют они, что с этим не так.
Что тут не так?
Сделать такой плакат, указав там одну национальность, всё равно что сделать плакат, условно, против воровства в магазинах, проиллюстрировав его, например, темнокожим человеком.
Или, как я тут однажды писала пост и назвала расисткой одну там админку одной иммигрантской группы, потому что она на обложку своей группы о мошенниках в Испании влепила картинку с темнокожим. Тоже ведь так и не поняла, что не так.
Почему так нельзя делать?
Потому что социальные проблемы, любые, не имеют национальности.
Вы можете увидеть большое расовое и этническое разнообразие внутри любой социальной проблемы.
Иллюстрировать проблему какой-то одной расой или национальностью - это создавать стереотип, который потом ударит по всем представителям этой национальности.
И привлекать внимание к одной проблеме, одновременно создавая другую - это очень плохой креативчик.
Ксенофобная хрень получилась вместо социальной рекламы, увы...»