Виктор Кузовков
Президент Азербайджана Ильхам Алиев в своем интервью журналу «Национальная оборона» заявил, что Баку заинтересован в закупках российского вооружения. Причем, самого нового, дословно: «Естественно, мы смотрим на новые разработки». А буквально вчера он озвучил желание Азербайджана нормализовать отношения с Арменией, что уже само по себе можно назвать очень позитивным сигналом.
Все эти слова и заявления, конечно же, очень радуют. И все-таки во всей ситуации с конфликтом в Закавказье есть что-то сомнительное, что заставляет нас с изрядной настороженностью воспринимать такие новости. Хотим мы того, или нет, но существуют некоторые проблемные моменты, которые заставляют внимательно смотреть на самые, казалось бы, мирные инициативы азербайджанской стороны. И главным таким обстоятельством является, безусловно, Турция.
Да, так уж получилось, что в настоящий момент именно Анкара является одним из ключевых участников закавказского конфликта. Причем, она не посредник и не наблюдатель, даже не просто заинтересованное лицо, а фактически прямой его участник. Турция и Азербайджан не скрывают своих союзнических отношений, и даже более того – Анкара говорит о концепции «один народ – два государства», а Баку, вроде как, не очень этому возражает. И все было бы нормально, если бы мы за последние годы не имели возможности убедиться, что Турция, в лице её президента Эрдогана, является очень нестабильным и совершенно непредсказуемым для России партнером.
Фактически, в настоящий момент Анкара пытается играть роль региональной сверхдержавы, одинаково игнорирующей интересы Москвы и Вашингтона. Более того: прекрасно осознавая заинтересованность двух главных геополитических игроков, Анкара довольно искусно играет на этом. Правда, до русской поговорки про ласкового теленка в данном случае далеко – «теленок» весьма норовистый, то и дело пытается боднуть соседей, громко мычит о своих геополитических амбициях и пугает своих «вроде бы партнеров» все более и более острыми рогами.
Турция, как известно, является давним и одним из самых ценных членов блока НАТО. Её географическое положение и одна из сильнейших в Европе армий довольно долго обеспечивали ей привилегированное положение в Северо-Атлантическом блоке, и отношения с главным патроном, США, были совершенно безоблачными. То есть, еще десять лет назад Турция была безусловным геополитическим активом Вашингтона, причем, одним из ценнейших. Но к власти пришел молодой и весьма амбициозный политик Реджеп Эрдоган, настроенный откровенно националистически. Его власть в стране усиливалась, а внешнеполитические устремления Турции постепенно начали пугать не только её соседей, но и серьезных людей из далекого Вашингтона.
И тогда его решили убрать. Причем, довольно грубо, с помощью военного переворота, который срежиссировало и организовало ЦРУ. Но вот беда – переворот не удался. Причем, как поговаривают злые языки, не без участия российских спецслужб. В итоге доверие Эрдогана к американским «партнерам» было катастрофически подорвано, отношения между странами испортились, а Москва радостно потирала руки в предвкушении ослабления НАТО. Масла в огонь подлил и отказ США поставлять Анкаре истребители F-35, хотя Турция с самого начала была участником этой программы и даже разрабатывала для этого самолета некоторые второстепенные узлы и агрегаты. В итоге отношения между Анкарой и Вашингтоном сейчас совсем не те, что были раньше, хотя и до открытой враждебности пока дело не дошло.
Но и у Москвы не получилось перетянуть Анкару на свою сторону. Несмотря на очевидную заинтересованность обеих сторон, они не просто не торопятся сближаться, но периодически оказываются на грани прямого военного столкновения друг с другом. Так было в Сирии, где турки однажды даже сбили наш самолет, в Ливии, где турецкие беспилотники неоднократно атаковали российские ЗРПК «Панцирь-С1» и, по слухам, подразделения какой-то частной военной компании, принадлежащей чуть ли не другу президента какой-то сверхдержавы. А потом Турция прямо вмешалась в конфликт Азербайджана с Арменией, фактически, инициировав его эскалацию и добившись неприемлемого для Москвы результата с попутной дискредитацией российского вооружения.
Надо отметить, что во всех этих случаях Анкара ведет себя напористо, если не сказать нагло, не соглашаясь на какие-либо уступки. Москва же, в лучшем случае, устраивает «помидорные войны» и «туристические бойкоты» - то есть, в самых кризисных ситуациях ограничивается лишь экономическими мерами воздействия. И это наглядно показывает, насколько турки осознают свою нынешнюю неуязвимость. Фактически, они могут еще многие годы играть на противоречиях Москвы и Вашингтона, шантажируя одних возможным выходом из НАТО, а других – вероятным потеплением отношений с США.
Если добавить к этому принципиальную позицию Турции по признанию (а точнее, непризнанию) российского статуса Крыма, картина «дружеских» взаимоотношений Анкары и Москвы становится еще красноречивей. Увы, все разговоры о вероятном, хотя бы в будущем, союзничестве России и Турции не стоят и выеденного яйца – понятно, что это временное партнерство государств, нуждающихся друг в друге, но преследующих совершенно разные, а иногда и прямо противоположные, цели. А если учесть, насколько серьезны существующие расхождения – а это не просто «щекотка» России в её «мягком подбрюшье», а вполне враждебные России планы по созданию Великого Турана на, в том числе, нынешних российских территориях – то становится очевидным, что раньше или позже Москва и Анкара столкнутся лбами в нешуточной схватке за сферы влияния.
Но это будет чуть позже. А пока, как можно наблюдать, обе стороны делают вид, что в их отношениях все хорошо, за исключением мелких противоречий. Ну, подумаешь, Эрдоган назвал присоединение Крыма к России аннексией – как заявил Песков, это «никоим образом не рушит перспективы проведения успешного, содержательного и конструктивного рабочего визита президента Эрдогана в Россию». Такая вот крепкая дружба двух мазохистов. Или, что скорее, терпение на грани фантастики…
Столь серьезные рассуждения о Турции и российско-турецких отношениях в контексте заявления Алиева нужны для того, чтобы читатель понимал: принимать их за реальность будет, как минимум, не очень разумно. Скорее можно предположить, что турецкая сторона ведет какую-то игру, в которую с удовольствием включился Азербайджан.
На самом деле, есть сразу несколько вариантов того, чего хотят добиться в Баку и стоящей за ним Анкаре. Давайте попробуем их сформулировать и рассмотреть.
Вариант первый. Эрдоган, в очередной раз плюнувший в лицо Москве, просто хочет немного разрядить ситуацию перед своим визитом в Россию и переговорами с Путиным, намеченными на 29 сентября. В пользу этого говорит не только заявление Алиева о желании закупать новое российское вооружение, но и свежая новость о готовности Баку нормализовать отношения с Ереваном. Это замечательное миролюбие, озвученное так вовремя, явно не случайно. Да, цена ему не очень велика, особенно, после сравнительно недавних обещаний силой обеспечить транспортное сообщение с Нахичеванской областью, что можно сделать только с помощью аннексии уже непосредственно армянской территории.
Словно желая подогреть в Кремле интерес к саммиту, сам Эрдоган подлил масла в костер российских иллюзий, назвав свою встречу с американским президентом Байденом «разочаровывающей». Дело в том, что в дипломатии есть одно правило – обычно, чем более разочаровывающей оказывается встреча, тем громче после трубят о её успехе. Исключения, конечно, бывают, но лишь в тех случаях, когда стороны готовятся к войне друг с другом. В этом же случае о вероятной американо-турецкой войне говорить не приходится…
Вариант второй. Азербайджан хочет саботировать поставки российского оружия в Армению. Для этого он пытается создать иллюзию вероятности закупок больших партий российских вооружений. И чтобы не сорвать возможные сделки, Кремль приостанавливает военно-техническое сотрудничество с Арменией, тормозя и затягивая переговоры.
Способ довольно эффективный. Достаточно сказать, что Саудовская Аравия и некоторые её союзники с Аравийского полуострова довольно долго таким образом водили за нос Россию. Тогда Эр-Рияд пытался не допустить крупных поставок современных вооружений из России в Иран, для чего и начал изображать из себя потенциального покупателя огромных партий российского вооружения. Естественно, все это сопровождалось не официальными, но весьма четкими кулуарными намеками на невозможность заключить соглашения, если Москва продаст современное вооружение Тегерану. И это работало несколько лет, пока в российском ВПК окончательно не разочаровались в этих «потенциальных покупателях».
Этот вариант, наверное, может сработать и сейчас. Увы, в коридорах российской власти гуляет много людей, свято уверенных, что богатый Азербайджан является лучшим партнером, чем нищая Армения. А поскольку главным государственным интересом для них обычно является личное обогащение, подобный маневр Баку вполне может оказаться результативным.
В то же время понятно, что бесконечно водить Москву за нос у Алиева не получится. И он не так глуп, чтобы не понимать этого. А раз так, это может означать только одно: целью Баку является выигрыш относительно небольшого срока для подготовки к следующей фазе военных действий в Карабахе.
Что ж, это вполне логично: добить тяжелораненного противника, навсегда решить для себя карабахский вопрос, а при молчании Москвы еще и обеспечить себе коридор в Нахичевань – вполне разумная и дальновидная цель для Азербайджана и её турецких союзников. Кремлю, возможно, это не понравится, и даже очень не понравится, но ведь проглатывал же он пилюли раньше? Так почему бы не проглотить и сейчас?
Этот вариант насколько реалистичен, настолько и неприятен. Понятно, что Москва сейчас всеми силами пытается избежать втягивания в какие-либо конфликты. Причин для этого много, хотя достаточно и тех проблем, которые обрушились на страну после присоединения Крыма. А раз так, соблазн у Баку очень велик, и нового витка войны в Карабахе стоит ожидать не позднее следующей осени.
Вариант третий. Баку действительно хочет купить у России оружие. Проблема (для нас) в том, что этот вариант никак не противоречит первому и второму вариантам. И действительно: сейчас это полезно для смягчения позиции Москвы на возможных переговорах Путина с Эрдоганом, а в дальнейшем новые российские вооружения можно будет с успехом использовать против оставшихся в Карабахе армян. Тут вопрос скорее в сроках реализации этих соглашений.
Хотя, будем откровенны, в настоящий момент у Азербайджана достаточно сил и средств для успешного продолжения операции «Железный кулак». Вопрос лишь в том, что сможет противопоставить Армения, и тут мы возвращаемся к поставкам Еревану российских вооружений. Которые, с точки зрения Баку, нужно бы как-то саботировать…
В общем, перефразируя известную поговорку, «не верьте азербайджанцам, даже и оружие у вас покупающим». Хотя, возможно, автор просто плохой человек, не верящий в добрые намерения волка, съевшего всего половину овечки…