Пандемия коронавируса хоть и не уступает, и даже наоборот, ускоряет свою смертельную жатву в России, а кинотеатры вновь полным-полны. К тому же россияне окончательно вернулись в города с дачных участков. Во многом этому способствовала и премьера фантастического фильма «Дюна» известного канадского режиссера Дени Вильнева по роману американского писателя Фрэнка Герберта. Фильм уже побил постковидный рекорд в премьерный уикенд, собрав больше 560 млн рублей. Так что можно сказать с уверенностью, что «Дюна» оправдала ожидания кинопрокатчиков. Правда, многие из зрителей, пришедших в кино, не знали, что им показывают только половину фильма, а продолжение, как говорится, следует.
Как это часто бывает, мнения по поводу этой картины в сети разделились. Одним, и это были в основном неискушенные в тонкостях кинематографа, так называемые, простые зрители, «Дюна очень понравилась, другие – как правило кинокритики – ее отругали.
К примеру, сетевой аналитик Дмитрий Милин от фильма в «полнейшем восторге»:
«В отличие от фильма Линча нет провалов в сюжете, снято грандиозно, пейзажи фантастические, как и подбор актеров. В этом фильме (155 минут) примерно половина первой книги Фрэнка Герберта…»
Блогер Кирилл Талер счел появление «Дюны» эпохальном событием:
«Таким уж современное общество вызрело, что каждый второй у нас фотограф, а каждый первый - кинокритик. Но я Герберта читал так давно, что уже ничего не помню, а историю кино не знаю вовсе. Поэтому держите записки дилетанта, сходившего на "Дюну", других для вас у меня нет.
Вильнёв нашёл в "Дюне" свою золотую жилу. Вот "Блейд Раннер" в принципе остросюжетное произведение и неспешный стиль Вильнёва в данной экранизации мне не зашёл вовсе. Зато гербертовская "Дюна" - сама по себе философская, тягучая и зыбкая, как песчаные дюны. И тут всё сложилось - режиссёр нашёл своего писателя. А вы говорили, "Дюну" экранизировать нельзя.
В результате Вильнёв снял картину, значимость которой для современного кино сложно недооценить. Уже говорил, что не знаю историю кино, но, кажется, до "Звёздных войн" фантастика была нишевым продуктом класса "Б" и только с появлением саги Лукаса оказалось, что фильмы про будущее способны быть блокбастерами. Но на этом развитие остановилось. Фантастика стала высокобюджетной, но в целом примитивной попсой: тут бух-бух, там погоня, здесь любовная линия. Главное, чтобы всё было максимально просто и разжёвано, для младенцев.
Мне кажется, с появлением "Дюны" начнётся новая эпоха - теперь фантастика может быть авторским кино, более того авторским, но для широкого зрителя: неспешный сюжет, флэшбеки, аллюзии, длинные планы. Обычно такое смакуют на фестивалях, но никак не в больших кинотеатрах. Что ж, "Дюна", судя по ажиотажу, сломала эту четвёртую стену между высоким искусством и массовым зрителем, чему я только рад…»
А вот журналист Глеб Гусев отнесся к премьере как к зрелищу сугубо эстетскому:
«С одной стороны, ругать «Дюну» будет странно — так же странно, как ругать пирамиды в Гизе: вот тебе монументальный артефакт, раз тысячу лет такой появляется, чего тебе еще надо, тварь ты неблагодарная?
С другой стороны, хвалить «Дюну» — совершенно неясно как.
— Ну что, как тебе пирамиды?
— Понравились.
— А что понравилось?
— Ну... Красиво.
«Дюна» Вильнева — невыносимо тягучая, невыносимо прекрасная, невыносимо пафосная, словно древнегреческая эпическая поэма. Каждый герой отягощен осознанием своего предназначения, каждый актер отчаянно изображает печать судьбы на лице. Единственный сколько-нибудь живой персонаж, про которого веришь, что он наполнен кровью, а не гекзаметром — Дункан Айдахо в исполнении Джейсона Момоа. У «Дюны» есть всего две сцены, где Вильнев, наконец, решается проветрить помещение и вставляет пару шуточек — Момоа красуется в обеих. Его-то единственного и жалко, когда семью будущего мессии начинают вырезать.
С третьей стороны, слушаю я сам свое нытье, что, мол, «Дюна» мне какая-то не такая, а эдакая — и хочется послать себя самого подальше.
Потому что, извините, не так часто случается, что такой режиссер экранизирует такой фантастический роман с таким вкусом, таким мастерством, таким вниманием к деталям — давайте скажем спасибо. За костюм императорского герольда. За резьбу на надгробных камнях Атрейдесов. За полет на орнитоптере.
Чистый эстетский кайф…»
Довольно скептически оценила фильм известный российский киновед Наталья Нусинова:
«Спецэффекты потрясающие. На что способен комп животворящий! Ух ты. Музыки, по-моему, перегруз (на мой, немузыкальный слух). Но мне кажется, так делают всегда, когда не дотягивает драматургия. Дополнительный метод эмоционального воздействия. Потому что история не трогает вообще. Персонажи абсолютно предсказуемые, антология банальных приемов. Можно сказать вежливей - мифология фантастического фильма. А я не особенно люблю фантастику в звуковом кино. Хотя У Спилберга и Лукаса было все живее и трогательней. Но до высот "Носферату" или "Альраунэ" не добрался никто. Наверное, немое кино естественнее выражает мир таинственного и страшного. А здесь и сказка какая-то прагматическая, не волшебная ничуть. Борьба космических наркомафий в межпланетном пространстве. Вначале просто скучно, особенно тоскливо становится от многообещающей многозначительности во взглядах и репликах персонажей - все обещают и обещают.... Дальше, правда действие поживее, и финальная сцена цепляет - инициация героя через кровопролитие. Признание его лидерства выражает реплика "Теперь ты наш", дословно совпадающая с последним титром фильма Светозарова "Танька-трактирщица"(1929г) - там принятие в коллектив оплачено предательством девочкой отца, здесь - убийством. Но в обоих случая - героизация преступления. И вроде как - хеппи-энд. Только не для меня…»
Намного резче оказался журналист Дмитрий Скрябин:
«Новый фильм «Дюна» удивительным образом напоминает старый анекдот о поручике Ржевском.
Вбегает Ржевский в комнату и кричит:
- Господа, господа, какую историю я Вам расскажу! Еду я значит по пустыне - кругом, до самого горизонта, песок. Все песок да песок, песок да песок. Вдруг! Посреди пустыни большая куча дерьма!
Ржевский замолчал, смотрит на товарищей, а те недоумевают, все что-ли?
Один из гусар не вытерпел и спрашивает:
- А в чем соль, поручик?
- А соли нет. Один песок... и дерьмо!»
Ну и, наконец, журналист и культуролог Юлия Пятецкая вместо того чтобы самой «нацарапать об этой бессмысленной тягомотине за 165 миллионов», предпочла процитировать «роскошный текст» кинокритика Василия Степанова опубликованный в профессиональном издании Сеанс:
«Средние телевизионные планы, унылые диалоги, безвкусный экшн (невыносимо видеть прогулку сардукаров по одесской лестнице), утомительно вялые приключения в пустыне, а главное, сны главного героя, которые из сюжетного элемента превращены в элемент промо-кампании сиквела (давайте все-таки тизеры выкладывать в YouTube, а не в IMAX) — всё это делает фильм лично для меня грустным зрелищем. Смешно, но «Дюна» в кинотеатре, хоть и с нормальными экраном и звуком, производит специфическое впечатление. По большому счету, можно было бы посмотреть это и дома. По крайней мере, была бы возможность приглушить по-южному удушливый саундтрек Ханса Циммера, который всегда заметен чуть больше происходящего на экране.
Я, конечно, понимаю, сейчас момент хайпа, Тимоти Шаламе и прочих красот, но пыль этой странной песчаной бури, во многом спровоцированной слишком долгим ожиданием, скоро осядет, и нам останется просто еще одна неудачная иллюстрация — фильм, который ни пересмотреть, ни детям показать».