Елена Иванова, Наталья Сейбиль
В европейских странах нарастает энергетический кризис. Цены на природный газ и, соответственно, на электричество растут. В случае прихода холодной зимы, цены в Европе и Азии могут подняться в 4 раза, прогнозировали «Новые Известия». На прошлой неделе на фоне отказа «Газпрома» нарастить прокачку через Украину, пока не заработал «Северный поток-2», тысяча кубометров достигла рекордного уровня, превысив 900 долларов.
В чем причины кризиса
Почему цены на газ выросли настолько быстро, можно объяснить несколькими причинами. После провального 2020 года спрос на газ начал восстанавливаться, в первую очередь, за счёт азиатского рынка, поскольку Азия восстанавливалась от последствий пандемии значительно быстрее Европы. Спрос на сжиженный газ вырос, и поставки в Азию стали рекордными. В результате мировой СПГ оттянулся на Восток, говорит Вячеслав Кулагин, руководитель Центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН.
Америка обеспечивает себя сланцевым газом, поскольку цены на него упали. СПГ стал преимущественно торговаться в Азии, а Европа осталась в дефиците.
Второй фактор, который сыграл против европейцев – достаточно холодная зима. В Европе из-за низких температур уровень запаса газа в хранилищах составил в апреле месяце не более 24%. Правда, на сегодняшний день этот показатель несколько превысил 70% за счёт того, что «Газпром» резко нарастил поставки в западном направлении. Но это всё равно ниже привычных для европейцев 80% - 85% заполненности хранилищ.
- Газпром показывал, что по сентябрю объём закачки в сутки составляет более 300 млн кубических метров. Для сравнения, например, это в три раза больше, чем транзит через Украину, - напоминает Вячеслав Кулагин.
Однако у Газпрома приоритетной остается задача внутреннего газоснабжения. Оно возросло в связи с тем, что было принято решение о досрочном пуске отопления в Центральной России в этом году. Допустить в России ситуации, с чем сейчас столкнулась Европа, газовому гиганту не дадут, поэтому Европе придется ждать.
- Евросоюз стремился к тому, чтобы отвязать цены на газ от нефтяных котировок, - напоминает Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов «Универ Капитал», - и привязать их к газовым хабам Европы. Прямые долгосрочные контракты европейцам казались кабальными. Они искали альтернативные источники газа, в первую очередь, СПГ, напоминает он:
- Была такая концепция, что если понадобится больше газа, его всегда можно купить не у Газпрома, а через новые СПГ танкеры. Но практика показала, что эта стратегия имела существенный минус, в том числе, тот, что СПГ рынок очень мобильный, и поставщики газа могут поставлять газ туда, где за него больше платят, что сейчас и происходит.
Сейчас спрос на СПГ в Азии выше, и поставщикам выгоднее ввозить его в Азию, а не в Европу. В результате цены на газ в Европе подтягиваются к азиатским, чтобы конкурировать за поставки.
- Ничего критического не происходит, за исключением того, что европейские политики пытаются обвинить в стоимости газа Газпром, а в то же время европейские поставщики газа, да и сам Газпром доказывают, что увеличили поставки на 30%. Газпром не может быть источником высоких цен. Источник высоких цен - Азия, но её обвинять в Европе не принято, - говорит эксперт.
Причины нынешней ситуации были заложены десять лет назад, когда реформировался европейский газовый рынок. Многие страны отказались от долгосрочных контрактов с поставщиками – Россией, США, Катаром. Если бы контакты остались, поставки были бы зарезервированы.
- Опять же для России, если бы у Газпрома были бы дополнительные контракты на 50 млрд, значит, Газпром ввёл бы дополнительные добычные мощности. А поскольку этого не было, эти гарантии Европа не получила, - говорит Вячеслав Кулагин.
В прошлом году европейцы платили 100 долларов за тонну. В этом году цена поднялась до 200-300 долларов. Трейдеры же, привыкнув к 100 долларам, заняли выжидательную позицию, надеясь на то, что газ опять упадет до 100. Пока они ждали, газ «уплыл» в Азию.
- Немного по-другому компании видели рынок, и были другие ожидания, чем сложилось на самом деле. А когда уже цена пошла вверх, но по этой цене стало покупать ещё дороже. Вдруг, дальше она упадёт? Заполнить хранилища по дорогой цене, а продать можешь этот газ дешевле, чем ты его купил, а есть ещё затраты на хранение. Сработали коммерческие вещи, которые привели к тому, что компании оказались не готовы к этой ситуации. Рынок не простимулировал, - анализирует поведение трейдеров Кулагин.
«Плохой» уголь и «хороший» газ
Когда росли цены на газ, в Европе было «резервное» топливо – уголь. Уголь страховал электроэнергетику по ценам и по энергобалансу. Сейчас многие страны Евросоюза отказываются от угля и угольной энергетики. Вместо двух балансирующих составляющих рынка осталась одна – газ. Как только газа не хватает, цены стремительно растут, что и происходит сейчас. Наглядный пример – Великобритания. Это тридцать лет назад страна была нефте- и газодобывающей экономикой, развивая свои запасы в Северном море. Теперь она превратилась в чистого импортера. Еще 10 лет назад главным источником для покрытия нехватки топлива был уголь. В 2012 году правительство приняло директиву, направленную на отказ от угля. За пять лет британцы уничтожили угольную промышленность и демонтировали все угольные электростанции.
В производстве азотных удобрений цена за электроэнергию составляет большую часть продукции, поэтому производителям дешевле закрыть производство и ждать благоприятной цены, чем производить по 1000 долларов за тонну газа.
- Конкуренты в России, в США, в Китае произведут значительно дешевле. Это не выгодно, эту продукцию потом не продашь по этим ценам, по затратам, на мировом рынке. Поэтому они и прикрываются. Давайте сравним: 1000 долларов цена на газ в опте, а там же ещё розница, идёт очень серьёзная накидка, когда доходит до потребителя. Когда такие цены в Европе, оптовая цена в России на уровне 60 – 70 долларов. Есть разница между 1000 долларов и 70-ю долларами? – объясняет Вячеслав Кулагин.
«Северный поток-2»
Ситуацию с газоснабжением Европы могло бы разрешить введение в эксплуатацию нового газопровода «Северный поток-2». Он построен, и все инвестиции уже выплачены. Дело осталось за получением сертификатов. Конечно, сертифицирование – процедура сугубо юридическая, и к нынешней ситуации отношения не имеет. Но шанс для Европы снизить цену на газ зависит от европейской бюрократии, считает Артем Тузов:
- Европейская комиссия сказала, что процесс может занять до трёх месяцев. По факту, если они не будут действовать быстро, разрешение будет получено в декабре. Получается, что в этом году запуск «Северного потока» на цены не повлияет. Но сама новость, что газопровод сертифицирован, разумеется, повлияет на цены так, что они снизятся. На рынке есть ещё и биржевая игра на цены на газ, и те трейдеры, которые ставят на рост, когда появится новость о том, что сертифицирован Северный поток, начнут закрывать позиции, и цена на газ пойдёт вниз.
Однако аналитики знают, что европейские чиновники, отвечающие за сертификацию, далеки от решения проблем энергетического баланса. Введение в эксплуатацию будет медленным. Но когда трубопровод начнет работать, это повлияет на цены в Европе.
Появляется маршрут, по которому очень дешево можно поставлять газ:
- Работает проект, не работает, но затраты остались позади. Поставляем мы по нему газ – мы содержим этот проект. Не поставляем по нему газ – мы всё равно содержим этот проект. Если ведутся поставки, то стоимость этих поставок очень небольшая. Если запускается Северный поток, это возможность чуть ли не бесплатно поставлять газ в Европу, с учётом уже понесённых инвестиций и соглашений об использовании, - говорит Вячеслав Кулагин.
Слишком высокая цена на газ опасна не только для потребителей, но и для поставщиков. Слишком высокая цена на газ будет стимулировать на переключение на другие виды энергии, но пока у России появилась возможность хорошо заработать. Впрочем, это относится и ко всем экспортёрам газа, включая США, Катар, Австралию.
Однако российские эксперты надеются, что из вопроса строительства «Северного потока» уйдет политизированность, когда те, кто принимает решение, будут больше полагаться на экономическую целесообразность, и возникнет возможность вернуться к реальной экономике и учитывать интересы потребителей, а не геополитический резон.
«Зеленая» энергетика Евросоюза
Сказать, что даже с увеличением поставок газа в Европу цену начнут немедленно падать, нельзя. Это связано с принятым Евросоюзом решении о декарбонизации экономики. Европейские страны будут отказываться от самых вредных генераций – угольной и атомной. В самой большой европейской экономике – Германии – выработка электроэнергии за счёт угля составляет 20% энергетического баланса. Решение о постепенном выходе принято, поэтому газ как альтернативный источник энергии дешеветь не будет, или нет так быстро, как хотелось бы.
Аналитики советуют европейцам не торопиться и еще раз переосмыслить энергостратегию и продумать резервные источники генерации. Возобновляемые источники энергии не могут быть страховкой, считает Вячеслав Кулагин. Выход из ископаемой энергетики преждевременный, поскольку технико-экономических возможностей по аккумулированию энергии, сопоставимых с газовыми хранилищами, пока нет.
- Я не думаю, что там кто-то откажется от зеленого курса или чего-то другого, но всерьез подумать о цене, по которой идет этот зеленый курс, и о средствах, как его осуществлять и в какие сроки, я думаю, это сделать придется. Это очень полезное упражнение, потому что если об этом не подумать сейчас, то об этом подумают через несколько лет, когда это может быть поздно.
Когда кризис завершится
Эксперты считают, что ожидать завершения кризиса раньше следующей весны не стоит. Все будет зависеть от погодных условий. Когда потребители проходят теплую зиму при низко заполненных хранилищах, это одна история. Другое дело, когда зима окажется холодной. Все может сильно обостриться. После того как цены в Европе значительно выросли, некоторые аналитики считают, что СПГ вернется из Азии. Однако если газ будет уходить из Азии, то цены поднимутся там. Это приведет к глобальному росту. Конец отопительного сезона принесет передышку и стабилизацию рынка. До этого европейцам придется затянуть пояса.