Posted 25 сентября 2021, 07:10
Published 25 сентября 2021, 07:10
Modified 7 марта, 13:26
Updated 7 марта, 13:26
Виктория Павлова
В середине недели, 22 сентября, Роскомнадзор объявил о начале работы государственного реестра социальных сетей. Вступившие в силу с 1 февраля 2021 г. поправки к федеральному закону № 530 (т.н. закону о самоконтроле соцсетей) обязывают популярные ресурсы самостоятельно выявлять и блокировать у себя появляющуюся запрещенную информацию. Что понимают власти под термином «запрещенная информация»?
Принимая закон, законодатели говорили о необходимости создания инструментов воздействия на иностранные интернет-платформы, владеющие умами российских пользователей.
Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи параллельно работал над инициативой по открытию в России представительств иностранных IT-гигантов. "На мой взгляд, мы должны и дальше совершенствовать российское законодательство, дать государству максимально широкий набор инструментов для воздействия на иностранные интернет-платформы", – считает Член ОП РФ Александр Малькевич.
Роскомнадзор заявляет, что нововведения в законе и созданный реестр помогут оперативно удалять «социально опасную информацию, требующую немедленного реагирования».
«В ситуациях, когда быстрота реагирования имеет ключевое значение для безопасности граждан, соцсети будут руководствоваться требованиями закона о самоконтроле. Закон обязывает интернет-ресурсы размещать Правила социальных сетей, счетчик посещаемости, электронную форму для обращений пользователей о выявлении противоправной информации, а также ежегодно публиковать отчет о рассмотрении подобных обращений. Соцсети должны уведомлять пользователя об ограничениях к его контенту, принимать меры по предписаниям Роскомнадзора, в том числе отменять введенные меры по ограничению доступа к контенту пользователей», - сообщает пресс-служба надзорного ведомства.
Владельцам интернет-ресурсов российское ведомство предлагает сотрудничество, а именно: создать личный кабинет и там вести беседы о «противоправности контента и необходимости его удаления». В спорных ситуациях, когда социальные сети не знают, что делать с тем или иным контентом, Роскомнадзор предлагает представителям компаний обратиться к нему за советом напрямую.
В соответствии с законом, владельцы интернет-ресурсов, на которых создаются страницы на русском языке (а также языках, которые признаны государственными на территории отдельных субъектов), суточная аудитория которых превышает 500 тыс. пользователей, будут обязаны не допускать использование своих площадок в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения государственной или иной специально охраняемой законом тайны, распространения материалов, содержащих публичные призывы к терроризму или оправдывающих его, пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости, а также материалов, содержащих нецензурную брань.
Запрещению подлежат:
- материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних;
- реклама интернет-казино и дистанционной продажи алкоголя;
- данные о способах изготовления и употребления наркотиков;
- информация, склоняющая детей и подростков к опасным для жизни незаконным действиям, а также повествующая о способах совершения самоубийства и содержащая призывы к нему;
- информация, выражающая «явное неуважение» к обществу, государству, официальным государственным символам, Конституции России или органам госвласти;
- информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, экстремизму и участию в несогласованных публичных мероприятиях.
Помимо этого, владельцы соцсетей должны будут не допускать распространения информации, порочащей честь и достоинство гражданина или отдельных категорий граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.
Нововведения обязывают владельцев соцсетей информировать пользователей об этих правилах, размещать у себя на ресурсе счетчик посещаемости и электронную форму для обращений пользователей, а также ежегодно публиковать отчет о рассмотрении подобных обращений.
Гражданам же, физическим лицам предлагается заходить в специальный раздел и сообщать «об обнаружении ресурса-нарушителя с признаками социальной сети» или звонить на горячую линию с соответствующими сигналами.
Впрочем, как сообщает Роскомнадзор, пожаловаться можно будет не только на «противоправный контент», но и на блокировку или ограничение доступа к информации, если пользователям он кажется законной.
Пользователи соцсетей, чьи страницы или контент будут удалены, с его точки зрения, незаконно, смогут обжаловать это решение, владелец соцсети обязан будет ответить на такую жалобу в течение трех дней. Апелляционной инстанцией признается сам Роскомнадзор, который может потребовать восстановления доступа к контенту, если признает аргументы пользователя корректными.
Российские власти ранее уже требовали от YouTube, Facebook, Twitter и других крупных соцсетей удалить противоправный, с их точки зрения контент, в том числе - призывы к несанкционированным митингам. Вместе с тем власти предъявляли претензии зарубежным площадкам за удаление контента Russia Today, «РИА Новости», Sputnik, телеканалов «Царьград» и «Крым-24», объясняя свое требование недопустимостью «цензурирования российских СМИ».
Штрафы по новым поправкам к закону не предусмотрены. Однако ст. 13.41 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает санкции за неудаление противоправного контента: для юрлиц: от 800 тыс. до 4 млн руб., а в случае, если речь идет о призывах к экстремистской деятельности, детской порнографии и информации о способах изготовления наркотиков — от 3 млн до 8 млн руб. При повторном нарушении штрафы увеличиваются до одной пятой совокупной выручки ресурса за предыдущий год соответственно, но не менее 4 млн руб.
- Созданный Роскомнадзором единый реестр социальных сетей содержит в себе самые популярные сегодняшние площадки для виртуального общения и размещения контента. Для социальных сетей включение в реестр означает обязательство отслеживать весь публикуемый пользователями контент и, если вдруг обнаружится, что он нарушает действующее российское законодательство – блокировать или удалять его. Цель нововведения, как мне кажется – облегчить жизнь надзорному ведомству и возложить работу или часть работы по поиску запрещенного контента на владельцев интернет-ресурсов и граждан-добровольцев, - говорит руководитель юридической практики компании "Интерцессия".
На пользователей нововведения, пожалуй, не возлагают каких-либо новых или дополнительных обязанностей. Согласно положениям закона, Роскомнадзор может вступиться за российского пользователя и потребовать от включенных в госреестр соцсетей восстановления доступа к какому бы то ни было контенту, если посчитает, что ограничения несправедливы. Это, конечно, будут примечательные случаи. Если будут, добавляет эксперт.
Открытым остается вопрос – будут ли вообще иностранные компании – владельцы соцсетей выполнять требования Роспотребнадзора? Нынешние механизмы не кажутся слишком действенными.
На сегодня российские суды присудили уже десятки штрафов для иностранных IT-компаний, однако собираемость стремится к нулю. За 2021 год на Twitter было наложено штрафов на 45 млн руб., весной этого года Роскомнадзор замедлил Twitter за неудаление ссылок, которые не нравились ведомству. Однако ни один из штрафов всё равно выплачен не был.
Google и соцсеть TikTok оплатили штрафы частично.
Помимо блокировки ресурсов закон предусматривает иные меры воздействия на иностранные интернет-компании, работающие в России: замедление скорости доступа к ним. Эта участь постигла LinkedIn из-за невыполнения требований «Пакета Яровой» - о хранении данных россиян на серверах, расположенных в России. Но сам ресурс, похоже, не очень страдает от этого решения. Больше жалоб поступает от самих российских пользователей, которые лишились крупнейшей площадки по поиску вакансий и профессиональных возможностей за рубежом.
При не особо состоявшемся контакте российские власти накладывают на соцсети новые и очень масштабные обязательства: регулярные публичные отчеты о работе по выявлению и блокированию запрещенного контента, предметная разъяснительная работа с гражданами Российской Федерации. Требование о разъяснении правил гражданам при этом кажется не очень логичными, поскольку все популярные социальные сети перед тем, как предоставить новому пользователю доступ, в обязательном порядке знакомят его со своей политикой и правилами поведения на своей площадке, комментируют эксперты.
- Роскомнадзор хочет от соцсетей еще более оперативной реакции на противоправный контент. Такая работа проводится давно, придумываются новые механизмы выявления нежелательного контента. Новый шаг регулятора нацелен на то, чтобы придать процессу бОльшую упорядоченность. Скорее всего, соцсети всё же попытаются совершенствовать усилия по фильтрации контента и направят допольнительные ресурсы на пресечение распространения противоправных материалов. Усилится контролирующая функция, сами соцсети станут более бдительными в плане соответствия контента законодательству. Если, конечно, они заинтересованы в российском рынке, - полагает Марк Шерман, управляющий партнёр B&C Agency.
- Информация о введении реестра соцсетей – давно не новость, и их владельцам просто давали время на подготовку. Пользователи в основной своей доле изменения, скорее всего, не почувствуют. Как будут вести себя соцсети, мы пока не знаем. В теории в перспективе они могут увеличить количество требований к контенту. Это произойдет, если создастся прецедент с крупным штрафом за нарушения и он ударит по социальной сети. Обычно соцсети и так отслеживают незаконную информацию и удаляют ее в кратчайшие сроки, сейчас скорость работы по поиску запрещенного контента может возрасти, так как любое серьезное нарушение должно привести к реакции со стороны контролирующих органов - вплоть до блокировки ресурса (менее вероятный исход) и ограничения скорости (более вероятный), - считает Юрий Баранчик, заместитель директора Института РУССТРАТ.
«Новые Известия» направили запросы социальным сетям с просьбой высказать свое мнение о включении их в госреестр по самоконтролю. Ответа пока не получили.