Posted 21 сентября 2021, 09:23
Published 21 сентября 2021, 09:23
Modified 7 марта, 13:30
Updated 7 марта, 13:30
Сразу после выборов, 20 сентября исследовательской группой канала «Незыгарь» была проведена серия диагностических фокус-групп в столицах, мегаполисах страны, а также крупных городах (СЗФО, ЦФО, УФО, ПФО).
Результаты этих фокус-групп показывают, что включённость людей в электоральный процесс отличается в зависимости от их социально-демографических характеристик. Практически все респонденты знали о проведении выборов, но не все следили за ними внимательно и воспринимают их как внешний фон.
Молодёжь оказалась группой в наименьшей степени включенной в процесс выборов, но при этом её нельзя назвать аполитичной. Скорее, можно говорить об отсутствии интереса к институту выборов и отсутствию партий, представляющих интересы этой социально-демографической группы.
Сами представители молодежи связывают это с низким динамизмом и отсутствием интереса к самому ходу кампании.
Дебаты ни в одном из форматов молодёжь не заинтересовали. Значительная часть молодого поколения просто не смотрит телевизор, а в гаджетах восприятие политики носит периферийный характер.
Относительной новацией кампании стало то, что часть молодых граждан привлекалась работодателем в качестве наблюдателей (чаще всего госслужащие и педагогические работники). В зависимости от региона отличается включенность в выборы на уровне одномандатных округов. Например, в одном из областных центров, который характеризовался конкурентной борьбой на одномандатных округах социологи зафиксировали фокус-внимание на борьбу одномандатников, но в других регионах, где уровень конкуренции был намного ниже такой фокусировки не наблюдается.
Иное отношение к выборам у людей среднего возраста.
Они довольно чётко делятся на три группы: разочаровавшихся в Системе и по этой причине не интересующихся процессом; интересующихся, но только в качестве сторонних наблюдателей; и активистов, стремящихся заявить о своей гражданской позиции, но при этом часто слабо компетентных в рассматриваемом вопросе (незнание законодательства, особенностей функционирования избирательной системы и т.п.).
При этом у активистов имеется желание не только следить за дебатами кандидатов в СМИ, но и изучать партийные смыслы и основные идеи партии через распространяемые агитматериалы.
Наиболее высокую включённость в избирательный процесс демонстрируют лица старшего возраста.
Здесь довольно редки элементы абсентеизма, но при этом фокус-группы показали, что участие в выборах для этой группы граждан носит во многом традиционно-ритуальный характер. Определённую роль в активизации позиции этой группы сыграли и «президентские выплаты», но большинство отмечает, что они не повлияли на их позицию и готовность голосовать. При этом выплаты в регионах не рассматриваются и как форма подкупа избирателя, но воспринимаясь скорее, как должное.
Общий интерес к выборам мог бы быть выше при условии роста политической культуры граждан: представления людей о том, как функционирует избирательная система России, в том числе отличия выборов по партийным спискам и одномандатным округам, носит фрагментарный характер.