Posted 21 сентября 2021, 15:39
Published 21 сентября 2021, 15:39
Modified 7 марта, 13:30
Updated 7 марта, 13:30
Иван Петровский
Напомним, что история этой корпоративной войны подробно освещена различными СМИ и насчитывает уже 10 лет. И в борьбе за промышленный гигант ТОАЗ используются любые средства.
Рассмотрев уголовное дело, открытое по заявлению Мазепина, суд в Тольятти вынес приговор Владимиру и Сергею Махлаям, считающихся якобы основными владельцами ТОАЗа, а также их зарубежным акционерам и менеджерам комбината, заочно приговорив их к длительным тюремным срокам. Суд, по мнению юристов, вынес абсурдное решение, признав их виновными в причинении вреда как самому ТОАЗу, так и "Уралхиму", принадлежащему Мазепину и являющимся миноритарным акционером ТОАЗа. Одновременно суд удовлетворил гражданский иск Мазепина на сумму более 87 млрд, из которых в пользу ТОАЗа – 77 млрд., в пользу Мазепина – 10 млрд. руб.
Судом также были наложены многочисленные аресты на различные активы, включая акции "Тольяттиазота" и компании, которые суд посчитал связанными якобы с семьей Махлаев. Как отмечал Ъ, это позволило Мазепину начать процедуру обращения взыскания, в частности, на активы ПАО «Трансаммиак» , владеющего трубопроводом Тольятти-Одесса, через который продукция ТОАЗ идет на экспорт; а также инициировать банкротство успешной и прибыльной компании «Томет» , владеющей агрегатом аммиака, арендуемым ТОАЗ. К слову, ни "Трансаммиак", ни "Томет" никогда не имели никаких отношений с Мазепиным и его компаниями, но поневоле оказались втянутыми в центр корпоративной войны.
В Федеральную антимонопольную службу поступили ходатайства двух компаний - АО «Химактивинвест» и ООО «АКТУМ» о согласовании приобретения контрольного пакета акций ТОАЗа (приблизительно 93% голосующих акций). Удивительно, но ТОАЗ ничего не знал о том, что его акции желают приобрести данные лица, о претензиях которых на контроль предприятие узнало только из письма ФАС, в котором антимонопольный орган потребовал от ТОАЗа раскрыть информацию о своей деятельности для рассмотрения поступивших ходатайств.
Обе компании никому не известны в отечественной химической промышленности, не располагают сколько-нибудь серьезными активами для такой серьезной сделки, как покупка контрольного пакета акций "Тольяттиазота".
Так, по данным бухгалтерской отчетности Химактивинвеста за 2020 г., компания состоит из одного сотрудника, в 2020 г. не осуществляло какой-либо доходной деятельности и не имела в своем распоряжении активов, а ее деятельностью в налоговой базе указано управление финансово-промышленными группами.
Что касается АКТУМа, то, согласно последней отчетности, она ведет деятельность по оптовой торговле удобрениями, имеет незначительные по размеру активы.
Странные претенденты на покупку бизнеса, ценой в миллиарды долларов.
Однако при их внимательном изучении ситуация проясняется.
Так, согласно официальным источникам, единственным акционером Химактивинвеста является ООО «Базовая химическая компания «УРАЛХИМ», единственным участником которой является г-н Мазепин. Располагается "Химактивинвест" по тому же адресу, что и "Уралхим".
АКТУМ- более законспирированная компания, пытающаяся даже создать видимость независимого поставщика химической продукции, для чего в сети интернет ею недавно создан простенький сайт. Однако по сведениям из официальной отчетности видно, что она имеет подразделения и имущество, «совершенно случайно» расположенные по месту нахождения производственных площадок "Уралхима" и "Уралкалия", принадлежащих Мазепину.
Из отчетности также следует, что АКТУМ и "Уралхим" связаны многочисленными договорами и первый является кредитором украинской дочки "Уралхима" - ООО «Уралхим Консалт».
Единственным участником и директором АКТУМа является некто Кузнецов Дмитрий Владимирович, контактный номер телефона которого есть в базе СПАРК. Однако если ввести его номер в популярном приложении Getсontact, то база сообщит, что владелец номера записан в контактных книжках как «Дима Уралхим».
Однако действовать напрямую в данном случае Мазепин не может по ряду причин.
Во-первых, как известно из СМИ, в отношении Мазепина и связанных с ним лиц по иску акционеров ТОАЗа, акции которых он и пытается приобрести, ведется разбирательство в Ирландии, в рамках которого "Уралхим" принял на себя обязательства не предпринимать каких-либо действий в отношении акций ТОАЗ до разрешения Ирландским судом спора по существу.
Учитывая, что центр жизненных интересов г-на Мазепина находится отнюдь не в России, а в Европе и в офшорах , через которые он получает доходы с российских предприятий, прямое нарушение запрета ирландского суда может иметь для Мазепина крайне негативные последствия в виде ареста его активов за пределами РФ.
Во-вторых, сам г-н Мазепин не имеет средств на покупку акций "Тольяттиазота, даже если его стараниями судебные приставы оценят их значительно ниже рынка, что весьма вероятно.
Так, согласно официальной отчетности Уралхима и Уралкалия ,их совокупная долговая нагрузка составляет без малого триллион рублей, а чистые активы Уралхима с 2014 г. имеют отрицательную величину, что по закону должно влечь ликвидацию компании, а по факту ее банкротство. Однако основной кредитор Мазепина – Сбербанк - отнюдь не спешит взыскивать долги в процедуре банкротства.
В такой ситуации в очередной раз прокредитовать компании, непосредственно принадлежащие Мазепину, Сбербанк справедливо не рискнет, зато другие компании, подавшие ходатайства о покупке ТОАЗа, кредитовать госбанку будет куда проще.
В ближайшее время есть вероятность смены собственника крупнейшего химкомбината страны, и в случае если это произойдет, гарантированы многочисленные судебные разбирательства как в России, так и за ее пределами.
Учитывая, что российские власти до настоящего времени играли лишь на стороне Мазепина, очевидно, что их «благословение» на соответствующие действия получено.
Вот только можно ли будет на этом поставить точку в эпохе большого передела и пересмотра итогов приватизации 90-х? Сомнительно.