Результаты очередного опроса социологов «Левада-центра» (организация, выполняющая функции иностранного агента на территории РФ), показали, что количество россиян, которые считают, что Россия должна быть великой и все ее должны бояться — на историческом минимуме. А на историческом максимуме — количество россиян, которые считают, что лучше пусть не такой уж великой, но уровень жизни в стране будет высокий.
Эти цифры политолог Аббас Галлямов связал с предвыборной гонкой:
«Я же говорил, что «Единая Россия» со своими Шойгу и Лавровым в молоко попала. Смотрите, что Левада-центр пишет:
«Две трети (66%) россиян хотели бы видеть Россию в первую очередь “страной с высоким уровнем жизни, пусть и не одной из самых сильных стран мира”. Треть россиян (32%) хотят видеть страну “великой державой, которую уважают и побаиваются другие страны”. Доля тех, кто хочет видеть Россию в первую очередь страной с высоким уровнем жизни, постепенно растёт с 2015 года и достигла максимума за всю историю наблюдений. Доля тех, кто хочет видеть страну в первую очередь “великой державой”, в свою очередь, достигла минимума».
В таких вещах динамика важнее абсолютных показателей и динамика эта для единороссов совсем неутешительная. Впрочем, и абсолютные показатели тоже.
Надо было Мишустина во главе списка ставить…»
Политический аналитик Андрей Песоцкий увидел в этих цифрах запрос граждан на социальное государство, разительно отличающееся от того, в котором они имеют несчастье жить сегодня:
«Несмотря на шельмование СССР, продолжающееся три десятки лет, граждане удивительным образом в августе 2021 г. продемонстрировали наиболее высокий уровень симпатии к советской экономической модели – 62%. Максимум с 1992 г. Разгадку этих цифр следует искать в истории с пандемией коронавируса. Рыночная экономика не может предложить никаких действенных рецептов при наступлении таких шоковых событий – выяснилось, например, что в борьбе с пандемией нужна обширная государственная медицина, а не сеть частных клиник. Аналогично с трудоустройством и социальной защитой – надежд на то, что малый бизнес обеспечит людей работой - нет. Десяткам миллионов людей приходится уповать на государство. Интересно, что 49% россиян предпочли бы и советскую политическую систему, а вовсе не западную демократию, что свидетельствует о еще более глубоких симпатиях к централизованному, низкокорумпированному государству.
С другой стороны, опрос “Левады” показал и иное – 66% хотели бы видеть Россию “страной с высоким уровнем жизни, пусть и не одной из самых сильных стран мира”, а не “великой державой, которую уважают и побаиваются другие страны”. И здесь вновь рекордные цифры. Видимо, сказывается усталость граждан от преобладания внешнеполитической повестки в официальных СМИ – люди полагают, что разговорами про “тлетворный Запад” народ отвлекают от социальных проблем. Получается, что есть запрос на советское социальное государство, но внешнеполитическое противостояние, которое тоже было атрибутом СССР, не вызывает оптимизма и поддержки. Можно сказать, что люди хотят социал-демократии наподобие скандинавской, при всей условности и неточности соцопросов.
Насколько современное государство услышит запрос общества? О реальной борьбе с олигархией речь идти не будет, элита не будет зачищать саму себя, однако те или иные элементы плановой экономики уже стали привычными. Например, вошли в обиход прямые выплаты населению, объявляемые президентом – то пенсионерам, то родителям, имеющим несовершеннолетних детей, то военнослужащим, хотя еще лет пять-десять это не практиковалось. В условиях борьбы с ковидом и ликвидации последствий пандемии для экономики (или борьбы с новой волной заразы) экономика будет включать в себя все больше командно-административных элементов, но до определенных пределов – до той степени, пока это не станет поперек горла финансовым интересам влиятельных людей…»
Журналист Павел Пряников тоже уверен, что идеологически Россия – это абсолютно левая страна, и удивляется тому, что чекисты умудряются так долго держаться у власти:
«Последнее исследование Левады подтверждает ещё раз то, то я пишу последние пять лет, основываясь в основном на исследованиях Института социологии РАН – большинство россиян хотят либо советский социализм, либо западную демократию. В последнем случае – многие выбирают как вариант этой западной демократии социал-демократию. Т.е. Россия страна – абсолютно левая, на уровне 60-70% предпочтений (в разных вариациях левого – от левого патернализма до евросоциализма).
Нынешний Уклад России, который вне идеологии можно обозначить как либерал-чекизм, а идеологически – неоконство (правый гибрид неолиберализма и консерватизма) не нравится почти никому из россиян. Максимальная оценка в разных возрастных стратах – 22%. Надо понимать, что это и есть реальный рейтинг власти – не более 20%.
И надо отдать должное профессионализму либерал-чекизма: он при таком антирейтинге умудряется владеть страной уже три десятилетия. Это настоящее искусство всех его винтиков – от его пропаганды до охранки...»