Как известно, еще в середине июня этого года, в ответ на репрессии и принудительную посадку белорусскими властями рейса Ryanair с оппозиционерами на борту, Евросоюз принял экономические секторальные санкции против Белоруссии. Ограничения затронули нефтяную, калийную, финансовую и табачную индустрии республики, а также и финансовую систему.
Так, белорусскому правительству, а также белорусским государственным финансовым институтам и субъектам:
Запрещается покупать, продавать, предоставлять инвестиционные услуги и иметь дело с государственными ценными бумагами и инструментами денежного рынка со сроком погашения более 90 дней. Это касается белорусских финансовых и кредитных учреждений, где доля государства превышает 50%. В список внесены "Беларусбанк", "Белинвестбанк" и "Белагропромбанк".
Ограничения коснутся также доступа к рынкам капитала Евросоюза для правительства Беларуси и государственных финансовых учреждений. Европейскому инвестиционному банку запрещено финансировать проекты в государственном секторе, а государства-члены ЕС обязаны ограничить участие в Беларуси многосторонних банков развития, членами которых они являются.
О первых результатах этих мер пишет сетевое издание Finanz.ru.
Европейские банки стали массово закрывать корреспондентские счета белорусских учреждений в долларах и евро. Провести операции в этих главных мировых валютах стало невозможно.
Так неделю назад ключевой банк-корреспондент для кредитных организаций страны Deutcsche Bank закрыл корреспондентские счета Беларусбанка, Белинвестбанка и Белагропромбанка, причем этот, последний банк лишился таких же отношений со всеми европейскими коллегами: германскими Commerzbank и DZ Bank, итальянским Unione di Banche Itаliane и польским PKO Bank. И не только даже российские Сбер, ВТБ и Россельхозбанк отказались от валютных операций с Белагропромбанком.
То же самое происходит в Беларусбанке и Белинвестбанке.
Государственный банковский сектор держится сейчас на европейской "дочке" ВТБ и московском ТКБ Банк, и откажись они от сотрудничества – все рухнет.
Изоляция от мировой валютной системы привела к тому, что движение валютных средств возможно только через малые и маргинальных белорусские и российские банки, а это сильно затрудняет исполнение контрактных обязательств белорусского бизнеса, жалуются предприниматели республики.
Промедления платежа достигают уже двух недель, тогда как раньше скандал вызывали даже трехдневные задержки. Бизнес ищет варианты перехода в другие банки или переводов через соседние страны.
Лукашенко заявил недавно, что санкции ЕС означают «бессилие» и призвал доказать это на практике «мерзавцам по ту сторону границы».