Posted 14 сентября 2021, 15:20
Published 14 сентября 2021, 15:20
Modified 7 марта, 13:36
Updated 7 марта, 13:36
ЕСПЧ вынес решение в пользу жертвы домашнего насилия Валерии Володиной. Как сообщает «Новая газета» со ссылкой на данные суда, в ЕСПЧ пришли к выводу, что власти РФ не предприняли достаточных усилий для защиты заявительницы от неправомерных действий бывшего партнера, уроженца Азербайджана Рашада Салаева.
Как рассказали правозащитники, в 2016 году Салаев взломал аккаунт Валерии Володиной в соцсети и загрузил туда ее интимные фотографии и паспортные данные, добавив в «друзья» одноклассников ее сына и директора школы, в которой учился ребенок.
Затем покинутый партнер взломал электронную почту своей жертвы и разослал всем ее знакомым письма неприличного содержания. Возмущенная действиями Салаева, Володина обратилась за защитой своей частной жизни в полицию. Но сотрудники МВД отказали ей в возбуждении уголовного дела. Между тем, бывший партнер Володиной решил продолжить травлю. Он следил за своей жертвой. При этом он создал еще несколько аккаунтов в Инстаграме и «ВКонтакте». В них он опубликовал интимные фотографии и персональные данные своей жертвы, рассылая ей в личных сообщениях угрозы убийством.
Только после этого в СК возбудили дело о нарушении неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ). Однако затем в октябре 2020 года следователи его закрыли «за истечением сроков давности» несмотря на то, что виновность подозреваемого установить удалось: следствие выяснило, что интимные фото без согласия заявительницы подозреваемый загружал в Сеть со своего телефона.
После этого отчаявшейся добиться справедливости россиянке пришлось сменить имя, чтобы хотя бы так оградить себя от преследований в онлайн-пространстве.
При этом власти РФ никакой реальной помощи в защите от кибернасилия жертве не оказали. Возмущенная таким отношением, россиянка обратилась с жалобой в ЕСПЧ.
Еще в 2019 году Евросуд признал власти РФ виновными в нарушении запрета на бесчеловечное обращение. Первое решение в пользу Володиной касалось неэффективной госзащиты заявительницы от фактов домашнего насилия. В качестве компенсации нанесенного морального вреда суд постановил выплатить россиянке 20 тысяч евро.
Новое дело в пользу Володиной, чье измененное имя в целях ее безопасности не раскрывается, стало первым делом о кибернасилии, завершенном в ЕСПЧ в пользу гражданки РФ.
Вынося решение по делу о насилии в Сети, ЕСПЧ констатировал, что российские власти не смогли защитить Володину от киберхаррассмента со стороны бывшего партнера. Теперь в добавление к первым 20000 евро в качестве компенсации Россия будет вынуждена выплатить заявительнице еще 7500 евро. Таким образом, общая сумма компенсации за некачественную работу силовых и следственных органов только по делам заявительницы Володиной составит 27 500 евро, или 2 368 025 миллиона рублей. Кроме этого, суд взыскал в пользу Володиной 5,3 тысяч евро в качестве оплаты судебных расходов.
Как прокомментировали произошедшее юристы «Правовой инициативы», ЕСПЧ в новом решении признал, что насилие в интернете является элементом домашнего насилия, тесно связанным с насилием в жизни.
Страсбургский суд пришел к выводу, что в делах о кибербуллинге государство несет такую же ответственность, как и в случаях выявления оффлайн насилия. В ситуации с пострадавшей Володиной силовые структуры РФ показали свою полную неспособность пресечь и эффективно расследовать совершенные преступления, а также и добиться адекватного наказания для виновного лица.
Суд также указал, что для эффективной защиты пострадавших от домашнего и кибернасилия в российском законодательстве до сих пор нет таких механизмов, как охранительный либо запретительный судебный приказ, касающийся вынесения запрета на определенную линию поведения для адекватной защиты жертв насилия.
Суд особо подчеркнул, что неспособность российских властей защищать граждан позволила нарушителю совершать рецидивы преступлений по отношению к жертве, а следственные органы допустили неприемлемое двухлетнее промедление в проведении расследования, что позволило подозреваемому в итоге уйти от ответственности.