Сергей Крон
Напомним, что КТК - международная компания, занимающаяся транспортировкой нефти, добываемой на казахстанских и российских месторождениях Каспийского бассейна. Построенный в начале 2000 годов, трубопровод длиной более 1500 километров берет начало на месторождении Тенгиз, проходит по Атырауской области Казахстана, далее по четырем регионам Российской Федерации - Астраханской области, Республике Калмыкия, Ставропольскому и Краснодарскому краям. Нефтепровод ведет на берег Черного моря, где на морском терминале под Новороссийском нефть отгружается на танкеры и экспортируется во многие страны мира. По прогнозам, к 2023 году пропускная способность нефтепровода КТК будет увеличена до 80 миллионов тонн в год.
Кстати, крупнейшими акционерами консорциума кроме России и Казахстана являются Chevron, Shell и некоторые другие нефтяные гиганты. Их, как водится, интересует только прибыль и особо не волнует экологическая катастрофа под Новороссийском. Но спрос у россиян будет серьезный.
7 августа мировые агентства сообщили: в Черном море под Новороссийском произошел разлив нефтепродуктов. Пользуясь сообщениями представителей компании, Reuters успокоил мировую общественность: площадь разлива составила всего-то 200 кв. м. Однако уже через несколько часов Институт космических исследований РАН, получив данные с орбиты, оценил площадь нефтяного пятна почти в 80 кв. км.
Разлив нефти произошел при погрузке греческого судна Minerva Symphony (через выносное причальное устройство) с терминала КТК, но греки в этом не виноваты. Выброс, по признанию специалистов Консорциума, произошел в результате разрушение внутренней полости гидрокомпенсатора выносного причального устройства.
Уже через несколько дней руководители КТК рапортовали в Москву: ликвидация последствий разлива нефти завершена. А еще через три недели неожиданно «проснулись» различные независимые лабораторий, которые пришли к сенсационному выводу: несмотря на подтвержденный факт утечки нефти с терминала КТК, говорить о масштабном разливе «черного золота» не приходится.
Такие выводы озвучены, например, независимой экоаналитической лабораторией «Сфера». Ее сотрудники утверждают, что пробы морских донных отложений, взятые 1 сентября в акватории терминала КТК в Южной Озереевке и рядом с Новороссийском, показали содержание нефтепродуктов, не превышающее предела обнаружения, что означает – на дне следы нефти отсутствуют. Что интересно, специалисты независимой лаборатории ООО «КубаньЭКОпроект» пришли к аналогичным заключениям.
Чтобы погасить страсти вокруг «нефтяного пятна», КТК подключил крупнейшие московские СМИ. В многочисленных публикациях опровергались данные сотрудников Института космических исследований РАН, которые с помощью орбитальных спутников установили, что площадь разлива составила не 200 кв. метров, а почти в 80 кв. километров.
«В окрестностях Новороссийска отчетливо видны три крупных слива: в самой Цемесской бухте, в Южной Озереевке и в районе Геленджика. Это темные пятна грязи, которая растекается в море до двух километров», - так прокомментировал журналистам спутниковые снимки сотрудник лаборатории дистанционного зондирования Земли Лев Десинов.
Теперь КТК спасен: в экологическом бедствии, оказывается, виновны построенные еще в советские времена канализационные стоки, которые больше не справляются с нагрузкой.
«НИ» позвонили в Новороссийск Татьяне Трибрат, члену Общественного совета по экологической безопасности при администрации Новороссийска. Про историю с канализацией она говорить не захотела – несерьезно. А вот о тяжелых последствиях для жителей региона, к которым привел разлив нефтепродуктов, рассказала охотно:
- Мы этим псевдоэкологам не верим. Покажите мне хотя бы одного из них, кто спускался на 100-метровую глубину у побережья Новороссийска и на дне Черного моря проводил экспертизу. Когда богатая компания КТК заказывает местным лабораториям исследования и платит за это деньги, то результат может быть тот, который нужен заказчику. Я не вполне доверяю и местной власти, которая во многом зависит от КТК. Ну, как же, городу подарили целый парк автобусов и троллейбусов! Чиновники поэтому не видят никаких нарушений со стороны КТК, нет, по их мнению, и никакой экологической катастрофы. А в это время в поселке Южная Озереевка под Новороссийском люди постоянно жалуются на страшную вонь, идущую со стороны нефтяного терминала, когда дует южный ветер. Тошнотворный запах исходит не только от казахстанской нефти, но и от инертного газа, который «выдавливают» из танкеров. Болеют дети, болит голова, слезятся глаза и першит в горле у взрослых. Страдают не только люди, на глазах гибнет природа. В Новороссийске за последнее время прекратили свое существование 11 экологических организаций. Противостоять Консорциуму в одиночку очень сложно, - заявила эксперт.
По свидетельству Трибрат, постоянный сероводородный запах идет с моря, погибают сосновые леса, которые были посажены в советское время вокруг озера Абрау. «Никто не хочет делать спектральный анализ, мониторинг, чтобы выяснить реальное влияние предприятия на экологию нашего региона», - возмущается общественница.
«Даже в случае оперативного реагирования, все равно остаются остаточные загрязнения, которые могут выбрасываться на берег и будут годами оказывать влияние на окружающую среду. Часть нефтепродуктов будет оседать на дно и приводить к отравлению рыбы и донных организмов, а также птицы, которая садится на воду. И зависит от того, какие действия будут предприняты и какая будет погода. Самый катастрофический сценарий — это сотни километров побережья, покрытые нефтяной пленкой», — пояснил руководитель направления «Климат и энергетика» в Greenpeace Василий Яблоков.
Председатель краснодарского регионального отделения организации «Зеленая лига» Евгений Витишко не стал скрывать тяжелых последствий катастрофы. По его словам, масляное пятно, которое сейчас находится возле Анапы и заповедника «Утриш», может растянуться до Крымского моста. С учетом того, как оно распространяется, его площадь может фактически составлять более 800 кв. км. и выходить за пределы территориальных вод РФ. Более того, по данным Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, в результате разлива нефти в Черном море загрязненными оказались около 7 км побережья между Абрау-Дюрсо и Утришским заповедником. Загрязнение нефтепродуктами коснулось «очень ценных участков побережья «Абрау-Дюрсо».
«НИ» обратились к жительнице поселка Южная Озереевка, юристу, Анне Корпачевой, которая прокомментировала сложившуюся ситуацию.
- Людям, живущим за пределами нашего региона, трудно представить, как нам здесь тяжело стало жить. Особенно после недавнего случая с выбросом нефти с греческого танкера. Инертный газ, которым мы дышим – это очень опасное для здоровья вещество – метилмеркаптан или метантиол. Мы, жители поселка, неоднократно жаловались на КТК в Роспотребнадзор. Его сотрудники помогают нам справиться с нашими бедами. Например, они добились запрета для КТК расширить терминал для приема танкеров. Я надеюсь, что в ближайшее время Консорциум не сможет получить на это «добро» в Москве пока вся система работы компании не будет серьезно перестроена. Для этого КТК необходимы современные технологии рекуперации, налаживание своевременного обслуживания техники, им надо поменять свою позицию в отношении к природе. А пока, если появляется тошнотворный запах, виноваты танкеры, а в разливе нефтепродуктов – производители оборудования. Посмотрим, что дальше будет. Возможно, придется бороться с варварами из КТК в суде, - заявила жительница Южной Озереевки Анна Корпачева.
К ситуации вокруг аварии под Новороссийском сразу же подключились как силовые, так и контролирующие органы власти. Западное межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета России еще 11 августа сообщило о возбуждении уголовного дела о загрязнении акватории Черного моря при разливе нефтепродуктов на выносном причальном устройстве Каспийского трубопроводного консорциума. Днем позже следователи проинформировали о проведении обысков на территории КТК и переквалификации уголовного дела на более тяжкий состав.