Из публикаций становится очевидно, что за очередной атакой опять стоит алтайский производитель БАДов «Эвалар». Первая попытка была предпринята в 2018 году, когда на транснациональную компанию пожаловался директор «Союза производителей БАД к пище» Александр Жестков. Сама организация была создана по инициативе «Эвалара», да и сам Жестков работал помощником депутата от Алтайского края Александра Прокопьева, чья мама – о, чудо! – создала и владеет компанией «Эвалар».
Нынешние боевые действия инициированы и координируются также «Эваларом», что подтвердили «Форбсу» два источника на рынке интернет-ритейла. Представители компании «Эвалар» обращались в Роспотребнадзор и Госдуму с просьбами заблокировать работу iHerb в российском Интернете, а потом пошли по проверенному пути – подключив прокуратуру, легко получили решение суда в городе, где располагается штаб-квартира компании. Истцами также выступили бывшие работники компаний, входящих на 100% в «Эвалар».
После всех этих новостей у клиентов возникает простой вопрос: Неужели России не нужен маркетплейс с миллионами клиентов? Ведь iHerb – не какая-то интернет-лавочка из китайской провинции, а миллиардное быстрорастущее предприятие, собирающееся инвестировать в нашу страну? Мало того, что в его ассортименте более 30 000 наименований от 1200 брендов во всего мира. По словам руководства компании, они планировали строительство собственного завода в России.
Все это говорит о том, что iHerb пришел в нашу страну всерьез и надолго. Видимо, серьезность намерений и вес компании вызывают озабоченность конкурентов, в общем, и «Эвалара», в частности. Как известно, легко быть «первым парнем на деревне», когда в деревне одна улица. По-видимому, вместо того, чтобы подумать и определить долгосрочный план развития, барнаульские бизнесмены прибегают к привычным российским методам – выставить вперед послушных марионеток, которые напишут кляузы от участкового до президента, закошмарить власти мнимыми угрозами, а если испугом взять не удастся, то тогда привычные коррупционные схемы будут тоже хороши, и добиваются они, в принципе, одного – либо изгнать чужаков с рынка, либо разрушить чужой бизнес.
После «удачного» решения суда российские конкуренты iHerb решили подстраховаться и «обработать» общественное мнение. Для начала у экспертов, поддерживающих "наших" в их атаке на международный портал iHerb, появляется хорошая новость для российских граждан, предпочитающих продукцию из-за границы. Генеральный директор аналитического агентства "ДСМ групп" Сергей Шуляк успокоил взволнованных сограждан – мол, не волнуйтесь, люди, даже если их закроют, без витаминов и БАДов не останетесь:
«Мы видим, что в обороте на российском рынке сегодня сформирован профицит всех витаминов, аминокислот, нутрицевтиков. Речь идет, в том числе и о витаминах, например, с высокими дозировками, тот же витамин D представлен в аптеках с содержанием 4000 МЕ и 10 000 МЕ с одной лишь разницей, что зарегистрированы они в качестве лекарственных средств, что абсолютно справедливо».
Далее эксперт задается вопросом, почему трансграничные сервисы не хотят заниматься сертификацией продаваемой продукции в России. Ему вторит еще один эксперт Мария Литвинова, исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений (СОЮЗФАРМА):
«Все препараты, которые у нас продаются, должны получать подтверждения, проходя сертификацию по нашим нормам».
Однако уважаемые эксперты лукавят. По закону о трансграничной торговле никакой повторной сертификации не требуется, если продукция получила разрешение на продажу в приграничной стране. На этом основан принцип свободной торговли – без ненужной бюрократии, задержек в поставках и других препон. Именно поэтому так взволновались владельцы интернет-магазинов, даже далеких от торговли БАДами. Решения Барнаульского суда будет иметь долговременное влияние на всю интернет-торговлю.
Глава Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов подтвердил журналу "Форбс" , что деятельность iHerb не противоречит российскому законодательству:
«Если вдруг IHerb все-таки закроют — это будет прецедент для всего рынка интернет-ретейла. В таком случае у нас можно будет в региональных судах закрыть все трансграничные интернет-магазины, работающие на российском рынке, потому что если мы возьмем любой трансграничный интернет-магазин, то мы 100% найдем товары, которые не будут соответствовать нашему законодательству».
Сергей Шуляк справедливо спрашивает, почему iHerb не хочет заплатить 200 тысяч рублей и «легально» работать на российском рынке?
Так ведь он хочет! Если бы Сергей Шуляк читал газету «Ведомости», он бы узнал, что еще год назад российское представительство компании заявило о том, что собирается вкладывать в сертификацию своей продукции не 200 тысяч, много больше – 1,5 миллиарда рублей.
Между тем, есть еще один способ жить и работать продуктивно, соревнуясь качеством и ассортиментом. «Эвалар» мог бы попытаться дорасти до iHerb. Опыт конкурента показывает, что взрывной рост возможен. Если в 2019 году оборот маркетплейса составлял менее 500 млн долларов, то в прошлом году этот показатель вырос в 3 раза, и не за счет заграницы, а за счет российского сегмента, который составил 20,61% всего трафика.
Словом, те силы, которые «Эвалар» потратил на выталкивание конкурента внерыночными методами, лучше было бы вложить в новые разработки, снижение цен, в сервис для клиентов. Невозможно стать первым с препаратами, действие которых не превосходит полезность кефира. Российский потребитель, может быть, и доверчив, но не глуп.
Такие атаки на добросовестных конкурентов вредят всем. В первую очередь, страдают клиенты, которые не понимают, почему они должны отказываться от препаратов и БАДов, которые им помогают, и почему их, взрослых людей, лишают права выбора. Поскольку решение принимает российский суд, их гнев обрушивается на российские власти, что вносит социальное напряжение во времена, которые и без этого простыми не назовешь. Подобными эгоистичными действиями и внерыночными схемами «Эвалар» создает новое недовольство среди населения.
Очевидно, страдает конкуренция на рынке, что не может не привести к сокращению качества услуг и продукции. В целом, страдает вся экономика, кровь для которой – новые инвестиции и новые частные производственные мощности, создающие не только прибыль хозяевам, но и новые рабочие места.
Отсутствие конкурентов повредит самому «Эвалару», ведь без развития в современном мире трудно будет удержаться на плаву.
У компании «Эвалар» есть еще один путь. Она могла бы вместо войны выбрать мирное сосуществование, войти в систему международного ритейла, хотя бы и в тот же iHerb, и торговать своей продукцией на глобальном маркетплейсе. Удивительно, почему эта простая идея не пришла им в голову самим. Видимо, их бизнес-процессы сильно отличаются от общепринятых. Может быть, «Эвалар» не может на это решиться, потому что сильно зависит от поддержки «своих»? «Свои» в мировой торговле вряд ли помогут, тут нужны другие навыки, а не только способность позвонить кому надо, определить взаимный интерес от «войнушки» и начать крушить направо и налево.
Ситуация на рынке БАДов и витаминов хотя и сложная, но не безнадежная. Не все эксперты определяют позицию iHerb как проигрышную.
Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли — НАДТ (NAMO) Александр Иванов оптимистичен:
«Сейчас iHerb, скорее всего, сможет доказать свою невиновность, так как делал это уже не раз, но от будущих исков его это не избавит».
Иными словами, «Эвалар» попьет еще много крови своему конкуренту, хотя и так просто сломить его не сможет. Вопрос только в одном: зачем ему все это надо? Ответ простой. «Эвалар» торгует не только и не столько «алтайскими травами», и цены у него «кусаются». Вот препарат Solgar, содержащий гиалуроновую кислоту (видео тут). Он позволяет женщинам оставаться молодыми и красивыми. На Iherb упаковка стоит 1298 рублей 86 копеек. Этим препаратом на международном портале торгуют с 2008 года. При заказе клиенты получают его сразу домой. Точно такой же Solgar есть в ассортименте у «Эвалара». Только купить его можно в аптеке, что, может быть, неудобно, но несмертельно. Только клиентки за ним не пойдут, потому что стоит он 2635 рублей 78 копеек. Цена отличается больше, чем в два раза. Зачем покупать одну упаковку по бешеной цене, если можно получить за те же деньги сразу две баночки, и принесут их прямо домой?
В этом простом примере отражается вся суть «похода» «Эвалара» против международного гиганта. Он же еще раз демонстрирует, что клиент не дурак, и только рекламой его не заставишь открыть кошелек. Именно на этом барнаульской компании нужно было бы сосредоточиться. Основой бизнеса не могут быть суды и прокуратура, деньги в компанию приносят люди. Над этим нужно работать.