Юлия Сунцова
Несколько полетов над городом Домодедово ниже предельно допустимой высоты в 1 км действительно зафиксировал Flighradar24. Несколько раз с декабря 2020 года сервис фиксировал заходы бортов на территорию населенного пункта на высотах от 2400 до 3100 футов (то есть, менее 850 метров от уровня поверхности). Оценки сервиса, впрочем, всегда приблизительны.
Но с июля количество низких взлетов и заходов на посадку увеличилось значительно. "Звуковые пытки" не прекращаются даже в ночное время, рассказывают жители:
- Грохот чудовищный, спать и в целом жить стало невозможно. Нарушение санитарных норм, требований безопасности налицо. При этом очевидно, что это не самодеятельность пилотов, а попустительство или незаконные указания со стороны диспетчерских служб. Нарушается наше право на безопасность. Безусловно, это не может не оставить следа на здоровье и нервной системе.
Жители пополняют список, опираясь на данные Flightrdar24:
1) 24.07.21 U645 Уральские авиалинии, пролет над городом в 23.43 час. Высота пролёта - 837 метров,
2) 25.07.21 рейс U68703, Уральские авиалинии, пролет над Домодедово на высоте 968 метров в 01.58 час. ночи,
3) 25.07.21 рейс U6575, высота пролёта над городом - 799 метров в 02.18 часа ночи,
4) 25.07.21, 02 ч 41 мин ночи, рейс 5N259, Smartavia, высота 857 м над городом,
5) 25.07.21 г., 02.49 ночи рейс 5N231, Smartavia, высота 963 м,
6) 25.07.21 г., 11.18 рейс YK884, пролёт на 842 м,
7) 25.07.21 г., 11.57 час., рейс YC 9301, высота 974 м,
8) 25.07.21 г., 12.17 час., рейс S73775, высота 977 м,
9) 25.07.21 г., 12.25 час., рейс SC2802, высота 924 м,
10) 25.07.21 г., 12.31 час., рейс S73503, высота 820 м.,
11) 25.07.21 г., 14.04 час., рейс U63555, высота 947 м.,
12) 25.07.21г., 14.15 час., рейс YC9303, высота 820 м.,
13) 25.07.21 г., 15.41 час., рейс YC9337, высота 834 м.,
14) 25.07.21 г., 16.11 час., рейс U63575, высота 911 м.,
15) 25.07.21 г., 16.44 час., рейс U6443, высота 932 м.,
16) 25.07.21 г., 18.33 час., рейс U6377 , высота 882 м.,
17) 25.07.21 г., 18.36 час., рейс U62841 , высота 819 м.,
18) 25.07.21 г., 20.58 час., рейс LY614 , высота 986 м.,
19) 25.07.21 г., 23.41 час., рейс U68317, высота 911 м.,
20) 26.07.21 г., 00.06 час., рейс EK132, высота 937 м.,
21) 26.07.21 г., 00.23 час., рейс U68265, высота 849 м.,
И это далеко не полный перечень, поясняют собеседники.
Не менее 50 подписантов из Домодедова также апеллируют якобы к нарушениям правил безопасности при организации авиаперевозок, что, по их мнению, может привести к огромному количеству людских жертв.
«Осознаете ли вы, что создаете угрозу повторения автокатастроф вроде падения Аэробуса А-310 на жилые кварталы Иркутска в июле 2006 года? В условиях многоэтажной плотной застройки Домодедова падение самолета может привести к тысяче жертв!» - обращаются домодедовцы к властям.
Во ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) подтвердили пересмотр стандартных маршрутов над г. Домодедово, сославшись на распоряжение Правительственной комиссии по транспорту:
«На основании решения Правительственной комиссии по транспорту в целях повышения безопасности полетов, пропускной способности, обеспечения эффективного использования воздушного пространства с 3 декабря 2020 года внедрена новая структура воздушного пространства, в рамках которой были изменены стандартные маршруты вылета, прибытия и заходы на посадку».
Свое решение авиационные власти объясняют также давно назревшей потребностью в пересмотре Единой системы организации воздушного движения РФ. 23 июля 2020 года система была изменена в соответствии с приказом Минтранса №248 «Об установлении границ зон (районов) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, границ районов (аэродромов), границ классов А и С воздушного пространства».
Изменения затрагивают все аэропорты, в первую очередь в мегаполисах и крупных городах страны.
«Московская зона Единой системы Организации воздушного движения (ЕС ОрВД) – самая сложная и насыщенная по количеству аэродромов, видов полетов, их интенсивности и сложности организации воздушного пространства. Ранее действовавшая структура воздушного пространства Московской зоны ЕС ОрВД не позволяла обеспечить необходимую гибкость и эффективность использования воздушного пространства. Ситуация осложнялась большим количеством пересечений маршрутов, наличием встречного движения, а также количеством зон ограничения полетов и запретных зон. Между тем, маршруты большей части полетов, выполняемых над территорией Российской Федерации, проходят именно через воздушное пространство Московской зоны ЕС ОрВД, а большая часть взлетов и посадок, выполняемых на аэродромах нашей страны, осуществляется на аэродромах Московского аэроузла», - объясняют в Московском центре автоматизированного управления воздушным движением.
«Схема вылета из Домодедово с разворотом над населенным пунктом Домодедово, согласно сборнику схем для аэропорта, изменилась, как минимум, с 3 декабря 2020 года. Согласно ей, относительно первой точки, которая находится восточнее населенного пункта Домодедово, нет требований занять минимальную высоту, а вот на второй точке, которая западнее населенного пункта Домодедово, воздушное судно должно набрать как минимум 4000 футов 1060 метров). Вдобавок прописано требование, что сразу после взлёта градиент набора должен быть не менее 6,2%. Это значит, например, что если самолёт летит с путевой скоростью 240 узлов в час (около 450 км/ч), то он должен набирать не меньше 1500 футов в минуту. Если воздушное судно по какой-либо причине не может выполнить это требование, то ему обязаны предоставить другой маршрут вылета», - поясняет «НИ» авиаэксперт, обозреватель по авиационной тематике Андрей Меньшенин.
Подведомственный Росавиации ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» в своем ответе жителям г. Домодедово, однако, всякие нарушения отрицает:
«На аэродроме Домодедово реализованы мероприятия по снижению шума и выполняются авиакомпаниями, базирующимися на аэродроме. Полёт воздушных судов над указанным районом выполняются на высотах не ниже 1000 метров в строгом соответствии с требованиями ст. 72 Воздушного кодекса РФ. Органы обслуживания воздушного движения ФГУА «Госкорпорация по ОрВД» осуществляют постоянный контроль за порядком использования воздушного пространства, а также выдерживанием экипажами воздушных судов высот, установленных стандартными маршрутами прибытия и вылета», - пишет в ответе жителям и.о. замдиректора филиала по правлению персоналом А.С. Категов.
Изменение схем полетов в декабре 2020 года могло быть произведено с подачи правительства в интересах пострадавшей от пандемии авиаотрасли. Авиакомпании, например, экономят до 14% топлива за счет срезания углов над жилыми районами, полагают жители.
Фактор экономии действительно не скрывают в филиале «Московского центра автоматизированного управления воздушным движением» - в декабре 2020 года там отчитались о снижении расхода топлива как о личном достижении:
«Филиал «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» успешно осуществил переход на новую структуру воздушного пространства Московской и смежных с ней зон Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ЕС ОрВД) <…> Это новая точка отсчета в истории авиационной отрасли нашей страны. Гибкое использование воздушного пространства, уменьшение задержек авиарейсов, снижение интенсивной нагрузки на авиадиспетчеров и пилотов, позволят повысить пропускную способность воздушного движения в Московской зоне ЕС ОрВД в полтора раза», - отметил директор филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Сергей Погребнов.
<…> при увеличении интенсивности ВД в 1,5 раза время полёта в Московской воздушной зоне сократится в среднем на 15%, протяжённость маршрутов – на 21%, расход топлива – в среднем на 14%», - говорится на сайте.
В сообщении организации также говорится, что переход на новую структуру воздушного пространства лично контролировали первый заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Александр Нерадько, заместитель руководителя Росавиации Дмитрий Ядров, генеральный директор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Игорь Моисеенко.
Но что авиакомпаниям – хорошо, то жителям – беспокойство и бессонница.
Как же найти баланс между интересами представителей авиаотрасли и жителей районов, соседствующих с аэропортами?
Ответ экспертов – не утешительный для последних.
«Невозможно даже предположить, что утвержденная Новая структура воздушного пространства не соответствует требованиям безопасности. Во-первых, прежде чем быть утвержденной, она проходит тысячу всевозможных дотошных согласований в разных государственных ведомствах. Во-вторых, летчики, которые тоже ставят свою визу, поверьте, меньше всего заинтересованы в отсутствии гарантий по сохранности своей жизни. Поэтому говорить о нарушениях техник безопасности при перелетах над городом Домодедово – это, по меньшей мере, безграмотно, - комментирует «Новым Известиям» Главный эксперт в Институт экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. – Действительно сегодня мы наблюдаем совершенно заурядный и характерный для всех мегаполисов конфликт сторон, интересы которых сбалансировать, к сожалению, невозможно.
На одной чаше весов – пассажиры, которые хотят летать дешевле и экологи, которые сражаются за сокращение выбросов от авиационного транспорта в атмосферу. На другой чаше – жители жилых кварталов рядом с аэропортами. Боюсь, что последние не в большинстве».
Мегаполис развивается. Частота полетов над Москвой увеличивается. Старая система организации воздушного движения Российской Федерации достигла потолка, устарела - в нее уже не впихнуть то количество самолетов, которые сегодня есть в воздушном пространстве, то количество пассажиров, которые желают пользоваться этими самолетами. Если Россия хочет соответствовать международным стандартам в авиаотрасли, а она хочет, оптимизация маршрутной сети неизбежна.
Главная задача, которую при разработке новой схемы ставили перед собой власти – увеличить пропускную способность московского узла и желательно не за счет удлинения маршрутов взлета, снижения и захода на посадку. Схемы, которые предлагались первыми, предполагали длительное ожидание взлета и посадки, но авиакомпании смогли настоять на сокращении интервалов. Новая схема - не идеальная, было множество нареканий пилотов, в том числе, авиакомпании требуют еще большего сокращения времени пребывания в воздухе. Но как-то, с трудом пришли к общему мнению.
Во все времена и во всех мегаполисах мира при этих процессах мы будем слушать примерно одинаковые манифесты. Миллионы будут писать в правительство о том, что хотят дешевле летать. Миллионы будут требовать жечь меньше топлива и сокращать выбросы. И 500 человек будут писать о том, что шум от самолетов им мешает спать. И все в своих доводах будут правы, объясняет эксперт.
- Разработка новой схемы организации воздушного пространства – это разговор совсем не про то, что вот раньше у нас самолеты взлетали и приземлялись над лесами и полями, а теперь будут над селениями. В Подмосковье нет мест, где не было бы населенных пунктов. В свое время за свои права точно также бились жители Лобни. Борьба граждан в данных конфликтах – это не про то, чтобы сделать так, чтобы над их головами никто не летал (закрывать Домодедово, Шереметьево, Пулково никто не требует), это всегда спор за то, чтобы летали не над моей головой, а над чьей-то другой, поясняет Федор Борисов.
Конечно, никто не говорит, что на права жителей жилых кварталов не нужно обращать внимания.
«Возможно, жители Домодедова стали чаще ощущать неудобства из-за более плотного авиатрафика в высокий летний сезон. Вероятно, они уже отвыкли от такого шума из-за снижения авиаперевозок во время коронавируса. По данным Росавиации, объёмы перевозки пассажиров в аэропорту Домодедово в период с января по июль 2021 года увеличились на 167 процентов по сравнению с тем же периодом 2020 года.
Кроме того, в правилах по снижению уровня шума во время взлёта и посадки в аэропорту Домодедово написано, что уровень шума не должен превышать 85дБ в период с 7 утра до 23 вечера и 75дБ с 23 до 7.
Если жители считают, что нормы по шумовому загрязнению нарушаются, возможно, им стоит провести замеры шума, организовав исследование в тот день, когда самолёты пролетают непосредственно над населенным пунктом Домодедово», - советует Андрей Меньшенин.