Елена Иванова, Наталья Сейбиль
«Первым коммунистом на планете в новом исчислении летоисчислении был Иисус Христос. Положите Нагорную проповедь Иисуса и Моральный кодекс строителей коммунизма – один в один. Вы просто ахнете!»- рассказал лидер КПРФ в интервью радиостанции «Комсомольская правда».
Тут и правда есть чему ахнуть. Или охнуть. Как известно, Моральный кодекс строителей коммунизма - продукт советской эпохи. Он был принят в поздний хрущевский период, поэтому новое идеологическое оружие КПСС ни Марксу-Энгельсу, ни Ленину, ни Сталину известно не было. До попытки очеловечить коммунистическую идеологию опыт истории совершался под ритм, который отбивает гильотина, как и предрекал отец-основатель коммунизма Карл Маркс – через революцию, восстание и диктатуру пролетариата.
- По мысли Ленина – классовая целесообразность и есть критерий добра и зла. Это и есть марксизм и коммунизм, который был чётко и честно сформулирован, осознан той партией, которую представляет Зюганов, и реализован. Что тут общего с христианством, мне трудно понять, - говорит российский религиозный и общественный деятель Андрей Кураев.
Для ученых, занимающихся историей церкви, очевидно, что Геннадий Андреевич или Нагорную проповедь не читал, или читал по принципу бессмертного Жванецкого «здесь пишем, здесь не пишем, здесь рыбу заворачиваем». Потому что Моральный кодекс к Евангелию никакого отношения не имеет, считает историк церкви, доктор исторических наук Сергей Бычков:
- Господь дает нам две заповеди – о любви к богу и о любви к ближнему. Мало того, что в Кодексе слово «любовь» отсутствует по факту, но чтобы коммунисты в 60-е годы 20-го века возлюбили бога? Это даже представить себе невозможно.Конечно, это всё высосано, как говорил один мой знакомый, из давно немытого пальца. Нет абсолютно никаких пересечений. Десять заповедей, которые получил Моисей на горе Синай, начинаются с заповеди о том, что мы должны любить бога всем сердцем, всей душой и всеми помышлениями своими.
Урон, который нанесла Советская власть под руководством коммунистической партии верующим и всем религиям, забыть или исправить невозможно. Десятки тысяч разрушенных храмов, убитых священников всех религий, постоянные гонения на верующих – это реальный итог коммунизма, построенного в отдельно взятой стране, в отношении верующих. Первые большевики – Ленин и Троцкий были богоборцами.
- Они не были атеистами, потому что они чувствовали присутствие бога и воспринимали его как некую враждебную силу, которую они должны уничтожить. Когда при Ленине упоминали бога, он начинал трястись, брызгать слюной, употреблять странные термины. Горькому он говорил: всякий боженька – это есть труположество. Это буквальная цитата, - напоминает Сергей Бычков.
Американский писатель Грэм Грин, будучи христианином и католиком, встречался в 70-е годы с итальянскими коммунистами и покорил их своим признанием, что между коммунистами и христианами есть много общего – и у тех, и у других руки по локоть в крови. Но есть существенная разница, отмечает Андрей Кураев. Когда у христиан руки по локоть в крови, это очевидным образом противоречит учению основоположников христианства. Когда у коммунистов руки в крови, это вполне согласуется с учением их основоположников.
Геннадий Зюганов не сам придумал про ранних христиан как первых коммунистов. Об этом еще 170 лет назад писал Карл Маркс. Раннехристианский коммунизм строился по принципу «что твое – то мое». Мечты о том, что человек человеку брат, никакого отношения к марксизму не имеют, они очень древние. Иоанн Златоуст говорил: «Когда исчезнут эти холодные слова – твое и мое». Принцип ленинского коммунизма принципиально иной: что твое, то мое. В основе идеологии заложена экспроприация, и лозунг «Грабь награбленное!» помнят все, хотя лидер коммунистов и пытается это забыть.
- По мысли Ленина, классовая целесообразность и есть критерий добра и зла. Это и есть марксизм и коммунизм, который был чётко и честно сформулирован, осознан той партией, которую представляет Зюганов, и реализован. Что тут общего с христианством, мне трудно понять, - говорит Андрей Кураев.
Близость к учению Христа лидер коммунистов показывает регулярно перед каждыми выборами. Логика очевидна – партийные «ловцы человеков» отправляются за голосами. Однако их потуги приманить верующих в свой стан не убеждают. В предвыборную кампанию, поскольку многие играют в эту игру, говорит доктор политических наук Юлий Нисневич, коммунисты тоже решили, что и они смогут сыграть на этой почве:
- Есть серьезная идеологическая проблема: серьезный классический коммунизм атеистичен. По идее, это атеистическая идеология. Они давно стоят враскоряку. С одной стороны, они коммунисты, а с другой стороны, ходят в церковь, тот же Зюганов, что не свойственно классической коммунистической идеологии.
Такое обострение у коммунистов происходит перед каждыми выборами. И это не только попытка расширить электоральную базу, но и укрепиться в российском истеблишменте. Философ, доктор исторических наук Сергей Перевезенцев полагает, что и КПРФ, и люди во власти сильно изменились. Сам Зюганов еще в 90-е годы начал сотрудничать с РПЦ, что в то время рассматривалось как оппозиционная деятельность:
- Другое дело, что изменился сам политический истеблишмент. В духовном смысле. Там, насколько мне известно, стало больше верующих людей. В этом отношении, Зюганов опередил развитие политического истеблишмента.
Наш истеблишмент никакую Нагорную проповедь не читал, уверен Юлий Нисневич, они вообще не понимают, что это такое:
- Поведение людей из истеблишмента – это антитеза Нагорной проповеди. Весь истеблишмент сначала совершает какой-то неблаговидный поступок, а потом бежит в церковь замаливать грехи – ну, да, в этом смысле Зюганов как все.
Есть несколько факторов, которые вызывают сомнения в эффективности тактики завоевания голосов верующих. Сергей Бычков не верит, что коммунистическое слово достигнет сердец глубоко верующих людей, укорененных в Священном писании. Люди старшего поколения помнят гонения и разрушения храмов и монастырей. Только мизерный процент может купиться на эти заявления.
- Это попытки оживить труп, который лежит на Красной площади и вдохнуть в него жизнь. Скоро мы дождёмся того, что нам расскажут о том, что Ленин был верующим человеком и христианином. В Писании говорится о том, что и бесы веруют и трепещут. Поэтому, чему тут удивляться, - говорит историк.
Часто можно услышать, что и в России, и во всем мире идет религиозный ренессанс. Но реальные цифры говорят о другом. Действительно, социологические опросы в нашей стране показывают, что 80% опрошенных называют себя верующими, а 64% - православными. Но когда ученые начинают анализировать другие опросы, например, сколько людей знают 10 заповедей, или как часто люди ходят в церковь, то даже данные РПЦ говорят о том, что таких от 10 до 12%.
- Вообще говоря, истинно верующие, если не быть совсем грубым – это маргинальная прослойка. Это меньшинство, причем, большое меньшинство. А дальше идет такая игра, называющая себя православием. Как может человек, не верящий в Бога, быть православным? Таких тоже навалом. Есть социология, которая это показывает, - утверждает профессор Нисневич.
Большинство людей выбирают религию в качестве самоидентификатора. Атомизированность общества толкает ее членов к тому, чтобы они смогли за что-то зацепиться, к чему-то привязаться, чтобы не чувствовать себя перекати-поле. И их не смущает не очень высокий моральный авторитет РПЦ. Примкнувшие не интересуются сущностными вещами, они играют символами. Юлий Нисневич уверен:
- К РПЦ есть куча претензий морально-этического свойства. Я не говорю о современных историях с квартирами, мерседесами, бриллиантами и часами. Еще до конца не выветрилось советское наследство. У А.Н.Яковлева (заведующий отделом пропаганды ЦК КПСС, архитектор перестройки – «НИ») есть замечательная книжка «Сумерки». Он говорит практически дословно: я всех руководителей РПЦ хорошо знаю, я знаю их кгбешные клички, но я никогда никому этого не расскажу и унесу это с собой. Представьте себе: человек, которого мы хорошо знаем, в советское время был главным ответственным за международные отношения РПЦ. Вы что думаете, он с нашими органами никак? И у них эта внутренняя проблематика до сих пор остается.
Гражданам, почувствовавшим новую близость к религии, такие рефлексии не свойственны, потому что для них важнее символы. Именно на таких рассчитана зюгановская риторика.
Сергей Перевезенцев, напротив, говорит о том, что после снятия запрета на веру миллионы людей вернулись к своим традициям, отсюда усиление влияния церкви:
- В церкви запрещена политическая деятельность. Есть решение Синода. Клир и епископат не имеют права заниматься политической деятельностью. Простые верующие – имеют право и занимаются. Следовательно, никакой прямой поддержки никакой политической силе не будет. Видимо, идёт расчёт на патриотически настроенный слой православных людей.
Обретение Христа коммунистами происходит не без поддержки российских властей. Чтобы коммунисты не вспомнили свои собственные корни, чтобы они не стали настоящими коммунистами, им предлагаются симулякры, муляж коммунизма во главе с дедушкой Зюгановым. Очевидно, такая тактика срабатывает, потому что в стране нет ни настоящих профсоюзов, ни серьезных рабочих движений, которые боролись бы с олигархами. Социальным государством Россия считается только по Конституции, а в реальности это не так, считает Кураев:
- Это не только попытка расширить электоральную базу. Это обычная проституция. Потому что понятно – что Зюганов, что Жириновский – такие специальные политтехнологические продукты администрации президента, канализаторы. Их задача быть сливными трубами для выхода каких-то протестных настроений. Для того, чтобы коммунистов, держателей красных партбилетов держать в руках, надо их самих время от времени с высокой партийной трибуны убеждать в том, что они должны быть безропотными овечками. Как христианская паства. Вот это дедушка Зю и возвещает в те дни, когда ему говорить это благоволит гороскоп, составленный его дочерью.
Как части системной оппозиции и, соответственно, части истеблишмента, руководству КПРФ и лично Геннадию Зюганову никакие открытые столкновения с властью не нужны. Этим объясняются нелепые попытки «порыбачить» в чужом пруду. Между тем при любом социально-экономическом обострении и социальных возмущениях КПРФ получает поддержку граждан, потому что в глазах граждан коммунисты остаются оппозиционной партией, несмотря на все маневры партийной верхушки. Восхваление, по определению Юлия Нисневича, «легендирование» Советского Союза тоже идет в копилку КПРФ. Люди, жившие при Советской власти, сами создают мифы и легенды о «мирной и справедливой жизни» под руководством компартии.
Сергей Бычков не верит, что воцерковленные люди смогут быстро забыть всю несправедливость и жестокость Советской власти и коммунистов к верующим:
- В течение 70 лет было беспримерное гонение за 2000 лет, которые обескровили церковь. Они надеются на то, что люди беспамятны, что всё забыли. Мы всё время слышим ностальгические возгласы о том, как хорошо было при советской власти, всё было обеспечено и гарантировано, люди получали вовремя пенсии, но забывают о том, что это было равенство в нищете, что люди подвергались гонениям даже за то, что высказывали мысли, которые шли вразрез с коммунистической идеологией.
Внедрение мифа о добром Советском Союзе через людей, живших в то время, воздействует на семейное окружение. Есть теория о том, что человеческие убеждения и взгляды зарождаются в возрасте 10-11 лет, и большинство ценностных основ закладывается в семье. Как ни старалась Советская власть воспитать нового человека, ничего у нее не получилось. Если легенда о Советском Союзе будет принята и передана в семье, возрастает опасность манипулирования человеческими взглядами.
Юлий Нисневич выносит печальный приговор состоянию российского социума:
- Современное российское общество, в основном, абсолютно безыдейно и аморально, нет там стержня. Все эти скрепы – это, в общем, чепуха. Общество очень атомизировано, нет идейных норм. У них так – что мне полезно, то и выгодно. Что мне выгодно, то и норма. В таком обществе такие фантомные вещи легко приживаются. Но не фантомные вещи меняют общество, это манифестация внутренних проблем. А власть этому очень потакает.
Даже с точки зрения избирательной кампании маневры Зюганова на поле веры в бога в реальности ослабляют потенциал его партии. Однако лидер КПРФ слишком долго находится в высших эшелонах власти, чтобы могло закрасться подозрение, что он совершает ошибку. Как говорится, если на небе зажигают звезды, значит, это кому-то нужно. В первую очередь, самому Геннадию Андреевичу. У него с российской властью полное взаимопонимание.