Любовь Якубовская, сотрудник Центра дикой природы
Публикация работы по оценке экосистемных услуг ООПТ совпала с печальным юбилеем – 70 лет назад Сталин нанёс сокрушительный удар по заповедной системе страны, вышло разгромное постановление № 3192 «О заповедниках». Суть постановления сводилась к тому, чтобы минимизировать общую площадь заповедников, а образовавшиеся «излишки» передать лесхозам и колхозам в целях эксплуатации в народном хозяйстве. Тогда жертвой волюнтаристского решения стал в числе прочих и Алтайских заповедник, после краткой процедуры он был ликвидирован.
Для многих сторонников сохранения дикой природы станет сюрпризом своеобразный юридический казус: разгромное сталинское постановление считается действующим. Последние правки в него вносились аж в феврале 2020 года. Для руководства страны до сих пор неочевидна важная роль системы ООПТ для жизнеобеспечения граждан.
Ученые не оставляют попыток донести и до властных структур, и до общественности важность сохранение нетронутых природных резерватов. Может быть современному человеку будет понятнее, если перевести в денежные единицы те услуги, которые нам оказывает природа? Сегодня во всем мире и в России быстро развивается концепция экосистемных услуг. Экосистемные услуги – это все виды благ, которые человек получает от природы. Их можно разделить на 4 категории: продукционные услуги (все виды биоресурсов - древесина, рыба, охотпродукция, природные пастбища, грибы, ягоды и т.п), регулирующие (регуляция климата, водного цикла, очистка воды, воздуха, почв от загрязнений, предотвращение эрозии почв и т.п), информационные (научное, образовательное, духовное, эстетическое значение живой природы) и рекреационные (создание природных условий для отдыха и туризма).
В Алтайском заповеднике эту работу провела научный сотрудник Елена Черткова. В основу расчета положены методические подходы и результаты проекта TEEB-Russia, нацеленного на оценку экосистемных услуг России. По результатам исследований установлено, что в денежном эквиваленте поток экосистемных благ от Алтайского заповедника составил 903 млрд. рублей:
- продукционная услуга по запасам древесины равна 897 млрд. рублей;
- регулирующая услуга по поглощению углерода и углекислого газа лесопокрытой площадью – 6 млрд. рублей в год;
- регулирование речного стока лесной площадью – 5 млн. рублей в год.
Наибольшую ценность в потоке экосистемных услуг Алтайского заповедника предоставляет лес, он производит практически все виды экосистемных услуг.
Результаты исследовательской работы показывают, что экосистемные блага, сохраняемые благодаря заповедному режиму, составляют важную часть природного капитала региона и выполняют ничем незаменимые функции в обеспечении качества жизни населения на локальном и региональном уровнях.
«Деятельность заповедника в значительной мере обеспечивает поддержание потока экосистемных услуг, сохранение мест отдыха и оздоровления, удовлетворение эстетических потребностей и осуществление экологического воспитания населения. Поэтому сохранение заповедной территории должно стать делом не только природоохранной организации, но и каждого из нас», - считает автор работы Елена Черткова.
Научный руководитель проекта ТEEB-Russia Елена Букварева горячо поддерживает эту работу, но замечает, что предварительные оценки, полученные в проекте TEEB-Russia существенно отличаются от тех, которые приведены в кратком резюме исследовательской работы – и количественно и по возможным выводам для управления. В частности, у читателя не должно создаваться ложное впечатление о том, что основная ценность леса - это древесина. Основную ценность имеют регулирующие экосистемные услуги. По данным проекта TEEB-Russia, все продукционные услуги экосистем России, включая древесину, составляют менее 6% от общей стоимости оцененных услуг. Наибольшую долю ценности составляют регулирующие услуги, и прежде всего, услуги по регуляции стока и очистке воды. Такое соотношение ценности услуг говорит о том, что основная стоимость леса - это как раз не древесина, а его функции.
Алтайский заповедник за свою историю дважды подвергался ликвидации, но снова восстанавливался, правда, на несколько меньшей территории. Сейчас снова слышны голоса о реформировании заповедной системы страны, реформировании, которое подразумевает сокращение или вовсе упразднение заповедников. Остается только надеяться, что расчеты, подобные тем, что провела научный сотрудник Черткова для Алтайского заповедника, это только старт, методика будет совершенствоваться, и подобные исследовательские работы будут проведены во многих или во всех ООПТ. А итогом станет формирование устойчивой аргументации в пользу сохранения и развития системы ООПТ, аннулирования позорного сталинского постановления и повышения статуса отечественной заповедной сети.
Когда отечественная заповедная система формировалась, ее основоположниками был заложен географический принцип формирования сети ООПТ. К 1951 году это была настолько разветвленная обширная система, что она имела собственное Управление при Совете министров, которое было ликвидировано в ходе реализации постановления. С тех пор управление заповедниками стало в своем роде нежелательной «падчерицей» в самых разных структурах, вот их обширный перечень: Минсельхоз СССР, Главохота РСФСР, Госкомприроды СССР, Госкомэкологии России, Минлесхоз РСФСР, Рослесхоз, МПР России, Росприроднадзор, Минприроды России. Сейчас под крышей Минприроды России сосредоточены 105 государственных природных заповедников, 63 национальных парка и 60 федеральных заказников. Это огромная индустрия экосистемных услуг, настает время осознать её значимость.