Ирина Мишина
Если верить опросу, который провели онлайн-школа для детей и подростков Skysmart, медицинская компания «Инвитро» и исследовательское агентство Tiburon Research, почти четверть российских родителей отказались вести детей в школу после пандемии. Неожиданно выяснилось, что 24% респондентов больше не хотят очного формата обучения для своих детей в текущем учебном году: 16% родителей выбрали гибридное обучение, при котором ребенок посещает некоторые занятия в школе, а некоторые – онлайн. Причиной для большинства стали страх заражения коронавирусом или другими видами инфекций в школе. Однако, 29% сочли новый формат более удобным и комфортным для ребенка, а 24% — более эффективным.
Справедливости ради стоит отметить, что это исследование нельзя считать массовым. В нем приняли участие 1000 родителей школьников из городов России с населением более 100 тысяч человек, с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Данные опроса показались нам достаточно спорными: ведь против введения дистанционного и онлайн обучения, как известно, было множество протестов. В своих обращениях в министерство образования и даже к президенту родители указывали, что не могут в таких условиях полноценно работать, а дети теряют здоровье. На совещании Советов родителей московских школ, выступающих против дистанционной формы образования, которое собралось по инициативе общественного движения «Родители Москвы», были приведены данные другого опроса:
«Из более 30 тыс. школьников с 5-го по 11-й класс из 79 регионов России примерно у 80% проявились неблагополучные психические реакции на фоне самоизоляции и дистанционного обучения, депрессивные состояния фиксируются, предположительно, у 42,2%, астенические состояния — у 41,6%. Помимо этого авторы исследования утверждают, что более, чем у трети (37,2%) - фобические состояния, почти у 30% — синдром головных болей, у каждого второго учащегося (55,8%) — нарушения сна. 30% детей имеют классический компьютерный зрительный синдром.
Кто же входит в тот процент опрошенных, которые предпочли полноценной учебе в школе дистанционку или домашнее обучение? Я начала поиски с класса, в котором учится дочь. Из 32-х человек домашнее обучение в этом году выбрали только трое. 3 человека от 32-х – это всего 8%.
После этого «НИ» решили поздравить с началом учебного года директора московского образовательного учреждения "Школа № 548 "Царицыно" Ефима Рачевского. И заодно поинтересоваться, сколько человек в его школе выбрали удаленный формат учебы в нынешнем году.
«У меня в школе 5 с половиной тысяч детей. Из них на дистанте и на домашнем обучении всего шестеро. Это меньше одного процента. Есть дети, которые выбрали гибридное обучение, то есть часть предметов изучают в школе, часть – дома или где-то еще. Школе в общем-то безразлично, какую форму обучения выбирает ребенок, главное, чтобы семье было удобно», - сообщил «НИ» директор образовательного комплекса Ефим Рачевский.
Но, возможно, очный формат обучения – сугубо московский тренд? Мы продолжили поиски дистантников в регионах. «У нас в Нижнем Новгороде не хотели дистанционную учебу ни дети, ни родители. Online-период учебы при пандемии радости не вызвал ни у кого. Редкие единицы в отдельных школах выбрали в этом учебном году удаленную учебу. Младшеклассники сильно уставали, родителям фактически приходилось бросать работу. Возможно, домашнее обучение или дистанционка были хороши для отстающих детей: дистанционная учеба давала возможность где-то подхалтурить, отмолчаться. Дистанционка и домашнее обучение расслябляют. Здравомыслящие родители и дети понимали, что онлайн-учеба не даст ничего хорошего», - рассказал «НИ» преподаватель истории из Нижнего Новгорода, эксперт межрегионального профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков.
По статистике, среди тех, кто положительно отзывался о дистанционной учебе, большинство – старшеклассники, которые находились на этапе подготовки к ЕГЭ или ОГЭ.
«Репетиторы, которые готовят к госэкзаменам, подготовка к поступлению в вуз – все это требует многочасовых внешкольных занятий, поэтому у этой категории домашнее и онлайн-обучение было оправданным. Факультативные занятия по вечерам тоже перешли в онлайн-формат. Есть также категория мотивированных детей, которые много занимаются дополнительно сами или с репетиторами. Для них удаленная учеба также, вероятно, уместна. Но говорить о том, что учеба в онлайн-формате – массовое явление, конечно же преувеличение. Что касается данных опроса, то могу с большой вероятностью предположить, что здесь есть элемент спекуляции. Люди, которые зарабатывают на онлайн-платформах, подчас склонны преувеличивать их значимость, так как это очень доходный бизнес», - считает преподаватель из Нижнего Новгорода Дмитрий Казаков.
От расширения цифровых сервисов в школе, судя по всему, уже никуда не деться. Как стало известно, к 2024 году должны быть реализованы 9 федеральных проектов, действующих в рамках нацпроекта «Образование», один из них - «Цифровая образовательная среда» (ЦОС). В совокупности на «Цифровую экономику» за 5 лет будет потрачено из федерального бюджета 1 триллион 627 млрд 146 млн руб. плюс финансирование из внебюджетных источников. Так что онлайн-обучение скорее всего станет частью образовательного процесса – как для его сторонников, так и для противников, вне зависимости от их выбора.
«Дистанционное обучение может быть полезно тем, кто находится на надомном обучении. Это, например, дети-инвалиды, к которым на дом приходят учителя. Вместо таких визитов можно использовать онлайн-сервисы. Также различные кружки, дополнительное образование вполне могут быть переведены на дистанционку», - считает эксперт межрегионального профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков.
Очевидно, что полностью отрицать дистанционное обучение уже невозможно. Но его применение «в мирных целях вполне реально. Главное – найти разумное решение, которое в первую очередь было бы удобно и полезно детям.