Posted 1 сентября 2021, 06:08
Published 1 сентября 2021, 06:08
Modified 7 марта, 13:19
Updated 7 марта, 13:19
Как известно, из-за локдауна и закрытых границ, вызванных пандемией коронавируса, в сфере общественного питания в Москве стало работать примерно на треть меньше мигрантов, чем до пандемии. Владельцы кафе и ресторанов взывают к властям города и страны с просьбой облегчить порядок въезда гастарбайтеров. При этом в среднем московский повар получает 30-50 тыс. руб., но не выше 70 тыс., то есть деньги, за которые москвичи работать не хотят. Это непростое положение очень хорошо понимают и в Кремле. Так, Дмитрий Песков два дня назад сказал по этому поводу: «Проблема мигрантов – это проблема, которая действительно обсуждается. Вы знаете, что обсуждается она в правительстве. Это не совсем вопрос Кремля. Также вы знаете, что она весьма и весьма актуальна. Эта проблема не только для общепита, она и для строителей актуальна, и для других секторов экономики…»
Ситуацию комментируют в своих каналах журналисты Павел Пряников и Дмитрий Пономарев:
«Вообще же в последние годы власть разбаловала бизнес. Всё время требуют разные преференции и программы спасения, как в этот локдаун. А вот народ безмолвствует, ничего не требует. Хотя если кого и спасать в трудные времена – так это наёмных работников. А они, в свою очередь, своими деньгами спасут бизнес. Деньги надо давать людям, как это делала та же администрация Байдена в этот кризис (и вертолётные $1200 на человека, и выплаты на детей, и надбавка к пособиям по безработице по $300 в неделю, и продуктовые талоны и т.д.) Позабыли почему-то, что любой бизнес – это риск. Привыкли, что якобы бизнес – некая константа; раз он появился, значит обязан жить до скончания века, и власть его обязана тянуть.
Ну а 400-500 евро в месяц за квалифицированный труд повара в Москве – это насмешка. Давно говорил, как определять примерно справедливую оплату труда. Производительность труда в России – в среднем около 40% от развитых стран Запада. Умножайте свою зарплату на 2,5 и смотрите, равна ли она западноевропейскому аналогу. В данном случае в Западной Европе вы тоже не найдёте квалифицированного повара на 1-1,2 тыс. евро (400-500Х2,5), во многих странах это минимальная зарплата.
А если конкретно тот же Бухаров (глава сообщество рестораторов Москвы, прим.ред) не может найти повара на 30-50 тыс., и не собирается поднимать зарплаты москвичам за такой труд и как-то перестраивать экономику предприятия, пускай закрывает бизнес, это не его стезя оказалось – и тоже пусть живёт на сдачу бабушкиной квартиры.
На самом деле, в 2020-е годы (если гномы не начнут завоз миллионов афганских моджахедов,), московскому бизнесу придётся забыть вообще о дешёвой рабсиле. Просто потому, что её не будет даже не столько количественно, сколько финансово. То есть, на уровне прайса.
Однако, горевать об этом не стоит, ибо весь "московский бизнес" – это, по сути, накипь на теле сырьевой экономики. Которая без неё спокойно проживёт и у которой своих проблем невпроворот.
Например, что делать с нефтяным пик-ойлом и сколько будет стоить разведка и обустройство новых месторождений (советские уже тю-тю). Откуда брать деньги на газодобычу в Арктике. Откуда брать деньги на расширение добычи угля. Кем, на что и как реконструировать БАМ и Транссиб, которые уже забиты под завязку сырьем, идущим на экспорт в Китай, Корею и так далее. И эти проблемы для России намного серьёзнее.
Думается, гномы все же договорятся с талибами (террористическая организация, запрещенная в РФ) об экспорте последними "беженцев" в московский регион.
Да, всё – некогда бесконечный ресурс дармовой крестьянской или каторжной мобилизации в России исчерпан. Демографически Россия – минимум аналог Восточной Европы, а крупные города, максимум – Западной Европы. Во всём – по количеству детей, социальной роли членов семьи, нацеленности людей на образование и достаток, на желание жить не в шанхайских человейниках, а в частном доме (70% россиян хотят жить в индивидуальном жилье). Резко падает преступность, потребление алкоголя, различного рода девиаций. Происходит очень сильный качественный рост российского общества.
Но обществу категорически не хотят давать денег, справедливой оплаты труда. Медианные зарплаты в 400 долларов – это Марокко и Иордания, тогда как общество – это Словакия-Польша-Венгрия. Хозяева России принципиально не хотят делиться с обществом – ни деньгами, ни управленческими рычагами.
И общество (как минимум в крупных городах) сильно переросло номенклатурных дедов. Вот что такое сегодняшние рассуждения 70-летнего министра Лаврова о Сталине и 69-летнего Путина о Малюте Скуратове? Деды утрачивают связь с обществом, чем оно живёт и в чём его запросы. Спорадически порываются что-то выплатить разово, что-то починить в ЖКХ, но системного и методологического подхода к управлению нет…»