Posted 1 сентября 2021, 16:39
Published 1 сентября 2021, 16:39
Modified 7 марта, 13:17
Updated 7 марта, 13:17
Геннадий Чародеев
Экспертное сообщество на Западе негодует: Макрон активно примеряет на себя роль лидера Европы. И ведь действительно, в момент, когда Ангела Меркель уходит, а Борис Джонсон разгребает последствия пандемии и выхода из ЕС, президент Франции выдвигает глобальные идеи по переустройству мира и говорит о кризисе капитализма. Недавно он заявил, например, что «западному доминированию может прийти конец». По его словам, это связано с глобальными геополитическими переменами, так как сейчас укрепляются позиции других стран.
«Китай выдвинулся в первые ряды, а Россия добивается большего успеха в своей стратегии», - отметил Макрон, добавив, что необходимо прояснить отношения с Россией, чтобы на Европейском континенте была безопасность и стабильность.
По мнению французского лидера, Европа и Москва должны совместно делать «что-то полезное», иначе Россия выберет в союзники Китай.
Как отметил французский президент, без построения новых отношений с Россией невозможно построить новую архитектуру безопасности в Европе.
Во время встречи с российским президентом Владимиром Путиным Макрон процитировал генерала де Голля: «Европа должна быть едина от Атлантики до Урала».
Кстати, именно Эмануэль Макрон перед саммитом «большой семерки» в Биаррице предложил вернуть Россию в G7.
Попытка перетянуть на себя европейское лидерство — лишь часть амбиций Макрона, которого французы упрекают в авторитарных тенденциях и даже в шутку называют «Юпитером» в честь надменного римского бога. Теперь он к неожиданности многих стал заниматься проблемами Ближнего Востока и афганскими беженцами.
Находясь с визитом в Ираке, чтобы лично принять участие в «Багдадской конференции по сотрудничеству и партнерству», Макрон призвал Запад извлечь урок из ситуации в Афганистане. По его словам, вторжение США на территорию этого государства и последующий вывод войск доказали, что демократию нельзя навязать извне.
«Этому нас научила ситуация в Ираке, в Ливии, ситуация в Афганистане. Необходимо понимать, что нельзя создать демократию с помощью оружия за несколько месяцев или несколько лет», — подчеркнул политик в эфире телеканала TF1.
… Поздно вечером, перед вылетом из Парижа и после приземления ночью в Багдаде он еще раз вместе со своей командой подвел итоги последних часов французского присутствия в Кабуле, сообщило издание Le JDD. - У тех, кто слышал это выступление немного раньше из Елисейского дворца, могло создаться впечатление, что Эммануэль Макрон сделал то, что было возможно. Но в его глазах отражалось разочарование от того, что он не смог сделать больше.
Как подтвердил президент Франции, из Багдада в рамках операции «Агапан» было эвакуировано 2834 человека, в том числе 2600 афганцев, в дополнение к тем 1500 их соотечественников, которые сотрудничали с Францией и были эвакуированы в превентивном порядке в ожидании падения Кабула.
«В наших списках, - заявил президент, - все еще есть несколько тысяч афганцев (юристы, художники, интеллектуалы), которых мы хотим защитить, которые подвергаются риску из-за своих обязательств. Кроме того, есть там осталось много женщин, получивших образование за последние двадцать лет, особенно в городах, и которым мы должны помочь избежать репрессий»
Как и какими средствами? В Багдаде Макрон объявил, что идут «переговоры» с талибами в Дохе, а также с Катаром с целью «организации воздушных перевозок».
По словам президента, это одно из предварительных условий, которые Париж ставит для любых отношений с Талибаном, то есть способность союзников завершить свои гуманитарные операции.
«Франция предлагает убежище в рамках конституционного закона, защищая борцов за свободу и тех, кому угрожают. Это наш долг», - заявил Макрон.
Чтобы реализовать свой план, президент Франции хочет создать в афганской столице охраняемую территорию, на которой уезжающие афганцы могли бы оставаться до отъезда из страны. В этом состоит цель резолюции, которую Франция вместе с Великобританией предложила на чрезвычайной сессии Совета Безопасности ООН.
Как пишет Le JDD, в Елисейском дворце, как и в кризисном центре на набережной Орсе, никому не понравилось, когда американцы громко и ясно хвастались, что они вывезли более 100 000 человек менее чем за пятнадцать дней.
«Это тема, над которой мы должны приоткрыть завесу без стыда, -говорит Макрон. - Давайте будем честными, все эти афганцы необязательно поедут в США, а некоторые будут стремиться попасть в страны Евросоюза», - заявил Эмануэль Макрон.
Беспокойство президента вызывают афганцы, которые находятся на границах Пакистана и Ирана. Здесь тоже Эммануэль Макрон вместе со своими партнерами пытается избежать возможного нового миграционного кризиса.
«Я хочу, чтобы мы могли работать с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев при условии увеличения финансовых взносов, чтобы дать ему возможность защитить беженцев и создать им хорошие условия. Это наш долг и это единственное средство предотвращения перемещений людей, которые в противном случае будут неизбежны», - отметил президент Франции.
Пока президент Франции в Багдаде демонстрировал свое человеколюбие, по словам главы Европарламента Давида Сассоли, на форуме по стратегической безопасности в Словении ни одна из стран Евросоюза не согласилась принять беженцев из Афганистана, «Мы видели, как страны, не входящие в Европейский союз, приветствовали афганцев, ищущих убежища, но мы не видим ни одного государства-члена ЕС, которое бы сделало то же самое», - заметил Сассоли.
Накануне совет ЕС принял заявление по ситуации в Афганистане, в котором пообещал, что усилит поддержку третьим странам, которые будут принимать большое число беженцев. Вместе с тем, говорится в документе «основываясь на уроках прошлого», члены Евросоюза будут действовать вместе для «предотвращения повторения неконтролируемых крупномасштабных незаконных миграционных потоков».
- Президент Макрон всегда настаивал на том, что Европа должна проводить свою независимую политику, не оглядываясь на Вашингтон - подчеркнул «НИ» политолог Максим Юсин. – Сейчас после Афганистана французский лидер активизировался. Для России это, скорее, неплохая история: чем меньше Париж и Европа в целом будут ориентироваться на США, тем лучше. Другой вопрос, получится ли это у Макрона? Вот он поехал в Ирак, где Франция не очень до этого была широко представлена. Может быть, французы хотят там заменить американцев? Но есть ли у Макрона сегодня такая возможность? Возникают большие сомнения. В любом случае адекватные европейцы лучше американцев. Москва будет последней, кто из-за этого станет Макрона критиковать. Мы видим, как буквально на глазах меняется мировая геополитика. В скором времени, я думаю, появится термин «до и после Кабула» и на первый план выйдут европейские державы, - считает эксперт.
- США требуют от Европы лояльности, но сами с европейцами не советуются, - заявил «НИ» Сергей Марков, генеральный директор «Института политических исследований». – Нужна новая европейская политика, о чем говорит Макрон. Он понимает, что за один день все поменять нельзя. Самостоятельную политику нужно вырабатывать годами. Франция – единственный постоянный член Совета Безопасности ООН. Но функцию основного внешнеполитического стратега ЕС она не выполняет. Макрон, таким образом, вынужден это делать. В том же Ираке он представляет интересы всего Евросоюза. Вот смотрите, он заявляет, что Франция приютит афганских беженцев, а в это время ни одна из стран Евросоюза не согласилась принять их, - отметил политолог.
- Хотя Эмануэля Макролна и называют «пластмассовым» президентом, он очень способный и перспективный политик. Сможет ли он себя реализовать в дальнейшем, покажут ближайшие президентские выборы во Франции, намеченные на 22 апреля 2022 года, - заявил Сергей Марков.