Как уже сообщили «Новые Известия» в МВД России посчитали, что пребывание стендап-комика Идрака Мирзализаде на территории России угрожает общественному порядку и правам других людей, поскольку тот в своем выступлении допускал высказывания, «возбуждающие ненависть в отношении русских и унижающие их человеческое достоинство».
В итоге, было принято решение признать пребывание Мерзализаде в России пожизненно нежелательным.
В начале августа комик был арестован на десять суток из-за шутки о том, как иногороднему неславянской внешности снять квартиру в Москве. Мерзализаде привёл в пример историю из жизни, когда, все-таки сняв квартиру, он выбросил «обосранный матрас».
- Видимо, русские обмазываются говном и ложатся спать, - сказал Мирзализаде.
На решение полицейских властей не повлияло и то, что комик несколько раз извинился за свою шутку, не считая того, что отбыл десять суток под арестом. Его пожизненная депортация выглядит, таким образом, местью. Даже если шутка была неудачной, едва ли она стоит такого сурового наказания, тем более не одного.
Мало того, главная проблема заключается в том, что решение МВД только подогреет русофобские настроения и за рубежом, и в самой России, так как привлечет к себе внимание всех несогласных с российской политикой. Но и это еще не все: по любым демократическим законам судить человека за слова, а не за реальные поступки просто немыслимо. Так что МВД России тут отличилось по полной программе, сделав все, чтобы усугубить ситуацию.
Опальный российский оппозиционный политик Дмитрий Гудков сравнил два громких события последних дней:
«У комика Мирзализаде шутка была, мягко говоря, глупой. Но.
За шутку человека сначала арестовывают, а потом высылают из России.
Вся 146-миллионная Российская Федерация не смогла пережить нескольких слов.
А вот другие слова – от лидера разрешённой в России организации «Мужское государство» Позднякова – пережила отлично. Утерлась и ещё раз пережила.
Про негров и геев, про женщин и мигрантов: все скушала, родимая.
И попросила добавки, запустив в эту коричневую массу широкую ложку центра «Э».
Он, как мы теперь, из официального ответа МВД, знаем, не передавал данные фем-активистов Позднякову. Просто они у него как-то сами оказались. Так бывает, правда.
И вот Мирзализаде за шутку выслан. А Поздняков за угрозы, атаки и самое натуральное разжигание вражды скоро, поверьте, будет представлен к награде. Я бы дал орден Дружбы. Два.
Победили фашизм, говорите? Деды воевали? У меня для дедов плохие новости...»
Журналист Семен Новопрудский вообще не понимает, как можно судить человека за слова:
«Проблема в том, что дикое решение МВД России только увеличивает долю правды в бездарной шутке Идрака. Более того, именно абсолютно идиотская реакция российских властей привела к тому, что эту глупую и бездарную шутку теперь гарантированно послушают на порядок больше людей, чем услышали бы, если бы у российских властей хватило ума её просто не заметить.
Российские власти в своей реакции уподобились логике шутки Идрака. Вообще полная этическая тупость наших властей даже хуже их вороватости или менеджерской неэффективности.
Шутить буквально про всё нельзя безусловно, но не в юридическом смысле, а в этическом. Такие вещи в принципе нельзя регулировать законами. Любой такой закон автоматически превращает человека в тупое животное, которое не способно само понять, что про некоторые вещи шутить нельзя. И, главное, не уменьшает число таких шуток. Зато каждое уголовное преследование за такую шутку автоматически рекламирует её - все смотрят, за что там чувака наказали.
Проблема в том, что это решение МВД только увеличит количество молодых людей, которые посчитают штуку Идрака по-своему прикольной. Я в данном случае вообще не сужу ни по какому окружению или по себе лично. На мой взгляд, это совершенно общий принцип - нельзя никак регулировать законом шутки и мысли. Только действия…»
На юридический аспект проблемы обратила внимание профессор «Свободного университета», доктор юридических наук Елена Лукьянова:
«МВД своим собственным решением, не затвердив это ни в суде, нигде, признало пожизненную нежелательность пребывания на территории Российской Федерации. Ограничение прав может происходить только законом. Прокуратура истолковала этот закон совершенно произвольно, а суды, как знаем, даже не смотрят ни на какие доказательства. Это то, к чему мы шли все эти годы. Когда снижалась роль значения и уважения к парламенту, к закону, и устанавливался абсолютный приоритет исполнительной власти и прочих ведомств. Они, не рассуждая, по своему усмотрению, как угодно принимают решения и их нельзя укоротить…»
А журналист Кирилл Шулика нашел еще одну подоплеку в этом решении МВД:
«Надеюсь, все понимают, что Идрака Мирзализаде выслали из России с запретом въезда навсегда в рамках предвыборной кампании, а не потому, что про русских нельзя шутить. Уже с 20 сентября нам начнут рассказывать, что в России не хватает мигрантов и надо понимать, что Россия - многонациональная страна и т.д.
Не сомневайтесь даже!»