– А сколько, действительно, мы потребляем в России алюминия?
– В России потребляется немногим более 1 миллиона тонн первичного алюминия (при производстве более 3,7 миллионов тонн) и порядка 400 тыс. тонн вторичного алюминия. Если говорить об удельных показателях, то на душу населения потребляется около 8 кг в год. Среднемировой показатель составляет 9 кг на человека, а в таких развитых странах как США, Швеция, Япония и ОАЭ он равняется 16 кг в год. В числе мировых лидеров потребления алюминия Германия и Южная Корея – в этих странах на душу населения в год приходится по 36 кг. Так что нам в России есть к чему стремиться.
– В каких отраслях сегодня востребован алюминий и почему?
– Не будет преувеличением сказать, что алюминий и сплавы на его основе находят применение буквально повсеместно. Помимо традиционных потребителей, таких как авиация и космонавтика, это энергетика, машиностроение, судостроение, товары народного потребления, алюмохимия. К числу же основных драйверов потребления относятся строительство, автопром и производство упаковки.
Интерес к алюминию объясняется его уникальными свойствами. Среди них низкий удельный вес: алюминий почти в три раза легче стали при сопоставимой удельной прочности. Высокая коррозионная стойкость и долговечность – например, срок службы моста с алюминиевыми конструкциями превышает 70 лет. В последнее время с ростом внимания к устойчивому развитию – экологии и сохранению климата, в частности, с внедрением принципов «зеленого» строительства, большое значение приобрела возможность переработки алюминия – около 80% мирового алюминия продолжает использоваться после переработки.
– Какую продукцию из алюминия выпускают отечественные предприятия?
– Боюсь, что здесь не хватит места для перечисления всех видов алюминиевой продукции, которая производится нашими компаниями. Вот лишь несколько примеров, которые у каждого из нас, скажем так, на виду. В строительстве это алюминиевые окна и входные группы, потолочные и фасадные системы, облицовочные панели и светопрозрачные конструкции, кабели с проводником из алюминиевого сплава. В категории товаров народного потребления это кулинарная фольга, посуда (сковороды с антипригарным покрытием), банки для напитков, радиаторы отопления, аэрозольные баллоны. Для автопрома выпускаются колесные диски, головки блока цилиндров, топливные баки, элементы кузова и подвески. Энергетическими компаниями широко применяются провода с алюминиевой жилой.
Алюминий давно применяется в фарме для упаковки лекарственных средств, но условиях пандемии у него появилась еще одна сфера применения – из алюминиевой проволоки делают фиксаторы для тех самых медицинских масок, которые мы все с вами носим, и упаковку для антисептиков.
Одновременно, у российской продукции высоких переделов есть отличный экспортный потенциал. Немногие возможно знают, что легкосплавные колесные диски отечественного производства, баллончики для дезодорантов и дезинфекторов, а также алюминиевые мостовые конструкции успешно поставляются за рубеж.
– Почему же при таких выдающихся характеристиках алюминия мы отстаем по его потреблению?
– Дело в том, что долгое время алюминий считался фондированным материалом – в Советском Союзе по отраслям его распределяло министерство цветной металлургии. Хотя сплавы алюминия широко применялись в самолето- и ракетостроении, в свободном доступе его не было. В строительстве алюминий был скорее экзотикой. В нашей стране ситуация начала меняться в постсоветскую эпоху.
Например, первое применение алюминиевой отделки в московском метро датируется 1979 годом – тогда открылась станция «Авиамоторная». А с 2015 года – с момента создания Алюминиевой Ассоциации и при ее всесторонней поддержке – Московский метрополитен получил уже 21 станцию с интерьерами и входными группами с применением алюминиевых решений.
Посмотрите на выразительные интерьеры станций «Солнцево», «Мичуринский проспект», «Окская»: перфорированные панели, многоцветные принты, стеклянисто-глянцевые и матовые поверхности, прямые и криволинейные формы – все это алюминий. Он легкий, стойкий к коррозии и перепадам температур, прочный и гибкий – что значительно уменьшает расходы при изготовлении нужных отделочных панелей и монтаже на объекте.
В числе заметных архитектурных проектов последних лет назову открывшийся в июне в Екатеринбурге ТРЦ «Веер Молл». Фасад и кровля этого внушительного сооружения выполнены из алюминия. Причем алюминиевая оболочка купола общей площадью 16 тыс. кв. метров одна из крупнейших в мире!
Алюминиевые решения применяются не только при возведении новых зданий, но и для реконструкции знаковых исторических объектов. Скажем, светопрозрачную кровлю реконструируемого Политехнического музея в Москве общей площадью 3,5 тыс. кв. метров сделали из алюминия.
На протяжении полувека единственным в нашей стране мостовым сооружением из алюминия стал построенный в 1969 г. пешеходный Коломенский мост через канал Грибоедова в Санкт-Петербурге. Эта цельносварная алюминиевая конструкция успешно выполняет свои функции, но ведь за то же время в Канаде, Европе, Японии и Китае построили уже сотни и даже тысячи алюминиевых мостов, в том числе автодорожных!
Сокращать разрыв с передовыми странами мы стали с 2017 года. Тогда в Нижнем Новгороде появились два пешеходных моста из алюминия. Затем мостовые сооружения с алюминиевыми конструкциями возвели в Москве, Красноярске и Туле. Сегодня их восемь, не считая первого в Санкт-Петербурге. В этом году будут сданы еще три пешеходных алюминиевых моста – в Москве, в городе Бор Нижегородской области и Красноярске. Это инновационный продукт, ноу-хау. Мы хотим занять нишу, где алюминиевые решения будут незаменимы.
– Что это за ниша применительно к мостостроению?
– Можно выделить четыре направления развития алюминиевого мостостроения: надземные пешеходные переходы над автомобильными и железными дорогами на основе типового проектирования, легкие пешеходные мосты в городской среде, строительство и реконструкция малых и средних автодорожных мостов и уникальные по красоте сооружения, вписанные в архитектурный облик городов.
Достаточно сказать, что пять современных мостов с алюминиевыми конструкциями участвуют в конкурсной программе Второго Международного форума «Алюминий в архитектуре и строительстве» (AlumForum 2021). Эти сооружения уже запущены в эксплуатацию (мост в Туле, и мост над Николаевским проспектом в Красноярске) или находятся в завершающей стадии строительства (мост в Московском зоопарке, мост в г. Бор Нижегородской области, мост в Красноярске на ул. Карла Маркса).
– В этом году AlumForum пройдет уже во второй раз. Каких новаций ждать его участникам и гостям?
– Форум продолжает сохранять статус единственной площадки, объединяющей представителей архитектурного сообщества и строительной индустрии с производителями инновационной алюминиевой продукции. Только на AlumForum собираются вместе архитекторы, проектировщики, строители девелоперы, эксперты и представители федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Но за три года, прошедшие после первого AlumForum, появились новые технологии и материалы, здания и сооружения с алюминиевыми конструкциями, заявили о себе компании, работающие над знаковыми архитектурными проектами, как в России, так и за рубежом. Особенно заметен технологический рост на примере реализуемых у нас проектов мостовой и дорожной инфраструктуры. Вот эти достижения мы и хотим продемонстрировать российским и зарубежным гостям и участникам. Кроме того, в этом году мы расширили программу Форума – включили в его формат направление промышленного дизайна. Поэтому на стенде Алюминиевой Ассоциации на Форуме можно будет увидеть рядом алюминиевые облицовочные панели, автомобильные колеса и в прямом смысле слова арт-объекты, например, декоративные изделия из алюминиевой фольги.
– Сегодня много говорится об устойчивом развитии, экологии и экономике замкнутого цикла. Насколько российская алюминиевая отрасль следует за общемировым трендом на рециклинг?
– Экономика рециклинга понятна даже непрофессионалу: отходы на рынке стоят дешевле, чем первичный материал. Если вы перерабатываете отходы во вторичные сплавы или готовые изделия, то естественно, получаете экономию в сырье. Но если переработка и повторное вовлечение в производство применительно к другим материалам часто обусловлены необходимостью соблюдения экологических норм – отходы от использованных товаров не разлагаются, то в случае алюминия нужно принять во внимание еще один фактор. Использованные товары из алюминия – это высоколиквидные отходы, за них идет конкуренция. Это очень привлекательное сырье! Алюминий полностью пригоден для бесконечной вторичной переработки.
Принять участие в сборе и сортировке ценного вторичного сырья может буквально каждый – достаточно просто сдать пустую алюминиевую банку в фандомат сборщикам отходов.
Если смотреть на вопрос шире, сегодня в России в фокусе внимания находятся зеленая повестка и зеленые проекты. Об этом, например, говорится в стратегии госкорпорации ВЭБ.РФ на 2021–2024 годы. В планах у госкорпорации – следовать «зеленой» и социальной повестке, развивать городскую среду и финансово поддержать за три года проекты стоимостью более 17 трлн руб. Как можно видеть, Россия прилагает значительные усилия для достижения целей устойчивого развития.
В Алюминиевой Ассоциации мы видим свою задачу в популяризации и продвижении этих новых тенденций во всех отраслях. Экологичные и безопасные материалы и решения на основе алюминия должны применяться повсеместно. Недаром алюминий называют металлом будущего!