Posted 30 августа 2021, 07:30

Published 30 августа 2021, 07:30

Modified 7 марта, 13:21

Updated 7 марта, 13:21

Социологи: подавление подавленного протеста уменьшает рейтинги власти

30 августа 2021, 07:30
Сюжет
Власть
Продолжая подавлять уже давно подавленный протест, власти России теряют ощущение моральной правоты не только в глазах населения страны, но и с точки зрения элит

Результаты очередного опроса, который провели социология Левада-Центра (организация, признанная в РФ иностранным агентом) демонстрируют падение рейтингов доверия всех ключевых политических институтов в стране (президент, правительство, губернаторы, Госдума).

Так, 48% россиян считают, что дела в стране сегодня идут в целом в правильном направлении, 44% считают, что страна движется по неверному пути. Эти показатели не изменились по сравнению с июлем 2021 года.

Продолжается тренд на снижение одобрения деятельности В. Путина. Если в мае 2021 года его деятельность одобряли 67% россиян, а 32% – не одобряли, то в августе 2021 года эти показатели составили 61% и 37% соответственно.

Одобрение деятельности М. Мишустина не изменилось: 53% положительно относятся к его деятельности, 42% – отрицательно.

46% одобряют деятельность правительства, 51% – не одобряют. В июле эти показатели составляли 48% и 49% соответственно.

Уровень одобрения губернаторов значимо не изменился: 57% одобряют (59% в июле), 37% не одобряют (38% в июле).

Возобновился тренд на снижение одобрения деятельности Госдумы: 37% одобряют (40% в июле), 59% не одобряют (56% в июле).

Эти результаты активно комментируют эксперты. Так, аналитики канала «Кремлевский мамковед» видят причину падения рейтинга Путина в отсутствие у России реального внешнего врага:

«Вероятно, причиной подобной социологической динамики является некорректное позиционирование Путина в заданных геополитических реалиях: репрессии, реализуемые в отсутствие угрозы реального внешнего врага, выглядят со стороны властей абсолютно лишёнными мотивации – сейчас у Кремля нет права на дерзкую самозащиту.

Отсутствие внешнего врага подкрепляется также отсутствием его чёткой визуализации. В этой связи всё более частыми становятся апелляции политологов к цитатам Макиавелли и Гегеля о том, что «без обращения во благо подданных жестокость жестокости – рознь».

Получается, сейчас в РФ происходит подавление уже подавленного протеста, а не логичная для любого государства – как обладателя монополии на насилие – самозащита от угроз потенциального разрушения.

В итоге существующий правовой произвол начинает возмущать всё больший процент граждан, в том числе представителей интеллектуальных элит. Конечно, на данный момент говорить об угрозе действующему режиму говорить не приходится (по аналогии с «зимним» сценарием начала 2021 года), но и сближение с ним, подкрепленное попытками выстроить конструктивный диалог, маловероятно…»

Примерно той же точки зрения придерживается и политолог Аббас Галлямов, который тоже вспоминает Макиавелли:

«Репрессии в ситуации, когда тебе угрожает реальный враг, и в условиях, когда тебе никто не угрожает, производят совершенно разное впечатление. В первом случае они выглядят оправданными — если и не полностью, то хотя бы частично.

В ситуации наличия врага даже тот, кто не согласен с властями, всё равно понимает их мотивацию. Всё-таки право на самозащиту есть у каждого — у правительства тоже. А вот в ситуации, когда врага нет, репрессии предстают уже чистым беззаконием: «Самозащита? От кого?!»

Я думаю, что нынешний властный произвол будет возмущать людей чем дальше, тем больше. В отличие от той ситуации, что сложилась зимой, — когда оппозиция вывела на улицы толпы своих сторонников, которые вступили с правоохранителями в бой и чуть ли Кремль не захватили, — сейчас никакой видимой угрозы режиму не видно. На улицу с антиправительственными лозунгами никто не выходит, отправить Путина в отставку — не требует. Образ врага сейчас не визуализирован и этот факт представляет из себя для Кремля колоссальную проблему.

Из инструмента необходимой самообороны репрессии превращаются сейчас в чистый беспредел. Власти теряют ощущение моральной правоты — причем не только в глазах населения, — но и с точки зрения элит.

Когда крепость осаждена врагами, завинчивание комендантом гаек оправданно, но когда в поле вокруг крепости никого нет, оно превращается в самодурство.

Вот что в свое время писал Макиавелли: «Жестокость жестокости рознь. Жестокость применена хорошо в тех случаях — если позволительно дурное называть хорошим, — когда ее проявляют сразу и по соображениям безопасности, не упорствуют в ней и по возможности обращают на благо подданных; и плохо применена в тех случаях, когда поначалу расправы совершаются редко, но со временем учащаются, а не становятся реже».

В указанной динамике и кроется одно из объяснений волнообразного характера революций. Когда протест крепнет, крепнут и основания для его подавления, однако стоит его подавить и основания исчезнут. Продолжение подавления уже подавленного протеста становится причиной подъёма новой волны недовольства. Вот такая диалектика…»

А вот политолог Дмитрий Михайличенко обратил внимание на то, какими мерами власти пытаются выровнять эту ситуацию перед выборами:

«Инерцию падения усилил «пожарно-затопительный» сезон, а также принуждение к вакцинации. Обычно, летние периоды вызывают рост социального оптимизма и рейтингов доверия власти, но сейчас этот фактор оказался несколько смазан.

Коррозия рейтингов губернаторов связана с активным участием большинства из них в кампании «Единой России», которая обладает высокими антирейтингом. На этом фоне целый ряд губернаторов-«паровозов» принял решение, фактически, устраниться от бренда «Единой России» и заниматься собственным политическим пиаром в преддверии выборов в Госдуму.

Несмотря на критику этих губернаторов Системой, они поступили прагматично. Губернаторы и их кураторы внутренней политики прекрасно знают, как делается результат на выборах, а раздражать общество брендом «Единой России» не захотели: рейтинг партии власти все равно не нарастить, а антирейтинг увеличить можно легко.

Объём усилий и бюджетов по реабилитации рейтингов «Единой России» в предвыборный период следует оценить как очень высокий, но значительного эффекта это не дало. Наряду с этим, фокусировка внимания масс-медиа на Афганистане вместо думской кампании призвана понизить интерес общества к выборам и это дает свой эффект.

Сейчас предвыборную кампанию, фактически, ведет президент страны, а Система постепенно отбрасывает непопулярные решения. В частности, глава государства на съезде «Единой России» заявил, что принуждать к вакцинации никого не нужно. В узкое горло админресурса не вмещаются и думские выборы, и массовое принуждение к вакцинации. Поэтому было решено смягчить антиковидные принуждения и отложить их на поствыборный период…»

Подпишитесь