Виктор Кузовков
Для простоты понимания скажем, что это наш первый тяжелый ударный дрон с глобальной (до 10 000 километров) дальностью полета. «Альтиус» значительно превосходит по большинству важнейших параметров своих предшественников – БПЛА «Форпост» и «Орион», а главное, обладает системой спутниковой связи, что позволяет управлять им далеко за пределами досягаемости войсковых средств связи.
Эта новость не стала сенсацией: об «Альтиусе» давно знали специалисты, да и в СМИ информация о нем появлялась регулярно. Его появление было ожидаемым, и все-таки ряд серьезных проблем с его разработкой заставляли сомневаться в конечном успехе проекта. Достаточно сказать, что первая демонстрация модели этого дрона прошла еще в далеком 2013 году. А в 2018 прошла информация о закрытии проекта. Чуть ранее, 22 апреля 2018 года, был арестован Александр Гомзин, генеральный директор ОКБ им. Симонова, которое и вело разработку «Альтиуса» (на тот момент проект носил название «Альтаир»). Причем, арестован он был якобы за кражу девятисот миллионов рублей, выделенных как раз на разработку этого беспилотника.
Чуть позже, правда, стало понятно, что «изящный» маневр с арестом был всего лишь прелюдией к передаче проекта на Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), который, по странному совпадению, принадлежал человеку, близкому к руководству одного из близких к военной теме министерств, но это уже, как говорится, совсем другая история. Но она тоже дает нам понять, что история у «Альтиуса» весьма тернистая, его путь к серийному производству был очень непростым, и сегодня, когда мы узнали о грядущем начале серийного производства и поставках в войска, можно на самом деле вздохнуть с облегчением.
Разработка этого БПЛА началась в далеком уже 2011 году. И поначалу казалось, что все будет просто. Российские конструкторы тогда активно использовали в своих разработках импортные комплектующие, и обычно разработка беспилотника в то время выглядела так: проектируем планер, ставим на него импортные двигатели, смежники под наши потребности из импортных же комплектующих делают необходимое оборудование, а в завершение просто устанавливаем на БПЛА уже имеющиеся образцы вооружения, подходящие по массогабаритным параметрам. «Альтаир» не стал исключением – на него планировали поставить немецкие двигатели RED A03/V12. Если учесть, что на тот момент в России вообще не производились поршневые авиационные двигатели такого класса, решение можно назвать вынужденным и даже оправданным.
Но потом грянул 2014 год и последовавшее за ним вынужденное «импортозамещение». Вероятность того, что Германия продолжит поставки в РФ двигателей для боевых беспилотников, стремилась к нулю. Была даже предпринята попытка локализовать производство силовой установки в России, но настоящим выходом стал разработанный в КБ им. Климова двигатель ВК-800В, изначально предназначенный для легких вертолетов. Оказалось, что его параметры отлично подходят для тяжелого беспилотника, и после некоторой доработки климовское детище было установлено на «Альтиус».
Если подробнее остановиться на технических характеристиках нового БПЛА, у нас получится следующее:
крейсерская скорость - 200-250 км/ч;
дальность полета – 10 000 километров;
продолжительность полета – 48 часов;
практический потолок – 12 000 метров;
взлетная масса – 5 000 килограммов;
полезная нагрузка – 1000 килограммов.
По своим ТТХ машина получилась чем-то средним между двумя своими американскими конкурентами – глобальным разведчиком RQ-4 «GlobalHawk» и ударным дроном MQ-9 «Reaper». Правда, первому он уступает по целому ряду важных параметров, в том числе по скорости и высоте полета, но это обусловлено нашим отставанием в области создания авиационных двигателей и пока, к сожалению, не лечится. Что касается «Жнеца», то тот является гораздо более специализированной машиной, заточенной под нанесение ударов по наземным целям. Именно MQ-9 «Reaper» выпустил ракеты, убившие иранского генерала Касема Сулеймани, хотя и кроме этого он на слуху – данный беспилотник активно используется американцами для охоты за террористами во всех частях света, а часто от него достается и мирным жителям, которых операторы ошибочно принимают за боевиков.
В конструкции беспилотника широко применяются композитные материалы – металлическими там остались только мотогондолы и собственно двигатели. За счет этого, по оценкам экспертом, машина хуже обнаруживается радарами: эффективная площадь рассеяния «Альтиуса» примерно на четверть ниже, чем у «Жнеца». Разумеется, в данном случае речь не идет о «стелс-беспилотнике», но даже небольшой выигрыш в скрытности можно назвать приятным бонусом.
Еще одной важной особенностью является то, что электронные «мозги» российского БПЛА обладают искусственным интеллектом, позволяющим ему значительную часть времени вести полет самостоятельно. Это очень сокращает нагрузку на оператора, в частности, «Альтиус» может управляться всего одним оператором, тогда как MQ-9 «Reaper» находится под постоянным приглядом как минимум двух. Уровень «смышлености» нового дрона таков, что он мог бы самостоятельно принимать решения об атаке тех или иных объектов. Правда, ему не разрешают этого делать по понятной причине – риск ошибки в таком случае все-таки слишком велик.
По имеющейся информации, до 2022 года в войска должны поступить не менее 18 таких комплексов. Каждый из них имеет в своем составе 2 беспилотника, наземную станцию управления, станцию приема и передачи сигналов и наземную станцию контроля взлета и посадки в автоматическом режиме. В дальнейшем можно ожидать поставку еще до 50 комплексов, что должно полностью удовлетворить требования армии и позволить использовать тяжелые разведывательно-ударные беспилотники сразу в нескольких (при необходимости) локальных конфликтах.
Внимательный анализ новинки показывает, что это, в первую очередь, все-таки разведывательная машина. Её основное назначение – длительный контроль территории в зонах конфликтов и на угрожаемых направлениях для повышения ситуационной осведомленности армейских подразделений. Ударное вооружение комплекса можно назвать вспомогательным – иногда возникает острая необходимость уничтожить обнаруженную цель «здесь и сейчас», и именно для таких случаев как раз и пригодится вооружение, имеющееся на борту. Точный его список пока не известен, но рискнем предположить, что тут мы пойдем по пути американцев, чаще всего использующих для своих операций противотанковые ракеты. Скорее всего, и «Альтиус» в большинстве случаев будет обходиться парой авиационных противотанковых ракет: этого вполне достаточно для поражения подозрительного автомобиля, огневой точки, расчета ПВО или для атаки группы боевиков, скрытно двигающихся под прикрытием растительности.
При этом следует с большой осторожностью относиться к появившимся предположениям, что «Альтиус» якобы предназначен для работы в связке с истребителем Су-57 и ударным дроном «Охотник». Нет, как источник разведывательной информации он отлично подойдет. И возможность напрямую получать актуальную информацию очень пригодится пилоту любого боевого самолета, в том числе и Су-57. Но на этом, наверное, мы и ограничим полет своей фантазии – разница в скорости в принципе не позволяет столь разным летательным аппаратам летать в связке и продолжительное время выполнять совместные миссии.
Также, наверное, стоит помнить о том, что машины подобного типа не очень подходят для конфликтов большой интенсивности с примерно равным противником. То есть, «Альтиус» вряд ли когда-нибудь будет совершать боевые вылеты на территорию, контролируемую блоком НАТО или Китаем – для вражеских истребителей это легкая мишень, и практической пользы от массированного применения таких БПЛА в данном случае не будет никакой.
Тем не менее, нашу армию можно поздравить с появлением нового беспилотника. Для решения целого спектра задач это очень хорошее средство – недорогое, эффективное, позволяющее меньше рисковать и лучше, при этом, выполнять разведывательные функции. Если попытаться коротко ответить, для чего нам могут пригодиться БПЛА «Альтиус», получится следующее: с их помощью Россия будет гораздо лучше чувствовать себя в локальных конфликтах, а русские парни будут чаще возвращаться из зоны боевых действий живыми и здоровыми.