Posted 27 августа 2021, 08:30

Published 27 августа 2021, 08:30

Modified 7 марта, 13:23

Updated 7 марта, 13:23

Суд - не указ: «Яндекс.Такси» не хочет платить пассажиру, ставшему инвалидом

27 августа 2021, 08:30
Сюжет
Такси
Правозащитница Елена Гращенкова отсудила у монополиста миллионы рублей, однако сервис подал апелляцию на решение суда.

Громкая история москвички Елены Гращенковой, во многом благодаря которой еще недавно дикий отечественный сервис такси стал обретать цивилизованные очертания, еще не завершена. Напомним, что в 2016 году Елена Гращенкова приехала в Санкт-Петербург, и вызвала с вокзала машину через приложение «Яндекс.Такси». Водитель такси не справился с управлением, и на скорости около 70 км/ч врезался в дерево и фонарный столб. Женщина получила множественные ушибы, сотрясение мозга, и сложную травму плеча. Медики диагностировали у пострадавшей стойкую утрату трудоспособности на треть. Но из-за отсутствия на тот момент судебной практики и системы страхования пассажиров, единственной выплатой, которую потерпевшая получила после аварии, стала сумма 75 тыс. руб. по полису ОСАГО.

А ведь согласно Гражданскому кодексу причинитель вреда обязан возмещать пострадавшему ту часть его заработной платы, которую он больше не способен физически получить. Закон позволяет пострадавшим пользоваться такой привилегией.

И вот 5 июля Тушинским судом было принято решение о том, что компания «Яндекс. Такси» обязана выплачивать Гращенковой ежемесячную компенсацию, которая соответствует проценту утраты у нее трудоспособности.

Однако «Яндекс. Такси» продолжает сопротивляться, казалось бы, совершенно очевидным вещам. Вот, что написала Гращенкова в своем блоге:

«5 июля я выиграла иск у компании Яндекс о выплате мне пожизненной ежемесячной пенсии в размере 47 тыс руб по состоянию на 2020 год. Пенсия должна ежегодно индексироваться на процент инфляции, и на весь срок дожития составит около 30 млн руб.

Сегодня Яндекс подал апелляционную жалобу на это решение.

Учитывая то, что в основе этого решения лежит преюдиция о признании Яндекс перевозчиком и ответственным за ДТП с пассажиром (решение МГС от 5.04.19), по моему мнению, шансов на отказ от выплаты мне пенсии у компании нет.

В ближайшее время я подаю ещё один иск к компании Яндекс, в Арбитражный суд о взыскании упущенной выгоды ИП Гращенкова в размере 6 млн руб…»

Правозащитница оценила также и бесчеловечное поведение монополиста Яндекса:

«Сегодня было много шума по поводу апелляции Яндекса, который отказывается исполнять решение суда по моему иску, иску Потребителя. Отказывается платить 3 000 000 рублей по решению суда за причинённый вред, который совершил аж 5 лет назад! 5 лет!

Яндекс сегодня на рынке единственный агрегатор, который ведёт себя агрессивно и безответственно по отношению к пассажиру. Единственный!

Никто из перевозчиков кроме Яндекса, не судится с инвалидами. Был ещё один Гетт, но он уже поглощён Ситимобилом. Яндекс остался один. Ситимобил добросовестный.

- Ну какие проблемы, пусть Потребители откажутся от его услуг - говорят они мне.

Смотрите на картинку. А КАК?! Как москвичу отказаться от услуг единственного на рынке м…., если его 80%?

Почему его 80%? А что так можно было, ФАС? Всех этих пассажиров вы отправляете в возможные судилища на 5 лет и больше.

Фактически принудительно. 80% процентов рынка отдано единственному недобросовестному и агрессивному перевозчику!»

И это правда: резонансный случай Гращенковой привел к тому, что и многие другие (но не все!) агрегаторы начали страховать жизнь и здоровье пассажиров на сумму до 2,5 млн. рублей.

Вот какие ведущие сервисы такси осуществляют (или не осуществляют) страхование ущерба здоровью пассажиров:

Wheely — 2,5 млн руб.

Gett — 2,2 млн руб.

Максим — 2 млн. руб

Яндекс — 2 млн руб.

Ситимобил- 2 млн руб.

Везет — Не страхует.

InDriver — Не страхует.

Эта сумма, отмечает Гращенкова, в полном объёме выплачивается только в случае летального исхода. При получении травм размер выплаты пропорционален степени тяжести полученной травмы.

Также некоторые сервисы заказа такси организуют выплаты не только в случаях дорожно-транспортных происшествий, но и других чрезвычайных ситуаций с причинением вреда здоровью и жизни пассажиров и водителей, в том числе — в результате противоправных действий третьих лиц.

Аналитик Марат Аманлиев подвел предварительный итог этой коллизии:

«Коротко о главном.

Если вы заказали такси через «Яндекс.Такси», попали в ДТП по вине водителя такси и пострадали, то перед вами ОТВЕЧАЕТ ЯНДЕКС.ТАКСИ.

Еще раз. ВСЕГДА. ЗА ДТП. ОТВЕЧАЕТ. ЯНДЕКС.ТАКСИ.

Вы можете взыскать с «Яндекс.Такси»:

- моральный вред;

- расходы на лечение, не входящие в ОМС;

- утраченный заработок за период нетрудоспособности по больничному листу;

- самое важное: пожизненные выплаты по утраченному заработку, если в результате ДТП ваше здоровье пострадало до такой степени, что возникла стойкая утрата профессиональной трудоспособности, т.е. снизилась либо на длительный срок либо безвозвратно работоспособность по профессии.

Снижение трудоспособности выражается в процентах в зависимости от полученных травм.

К примеру, если вы получали 100 000 рублей зарплату и после ДТП ваша профтрудоспособность снизилась на 30%, а сама травма необратима, то «Яндекс.Такси» обязан будет пожизненно выплачивать вам 30 000 рублей. Кроме того, эти 30 000 рублей будут ежегодно индексироваться на величину инфляции.

Важный момент - нужно иметь белый заработок, т.е. заработок, прошедший через НДФЛ. Так гораздо проще доказывать ваш доход за последние 12 месяцев…»

Подпишитесь