Posted 27 августа 2021, 08:30
Published 27 августа 2021, 08:30
Modified 7 марта, 13:23
Updated 7 марта, 13:23
Громкая история москвички Елены Гращенковой, во многом благодаря которой еще недавно дикий отечественный сервис такси стал обретать цивилизованные очертания, еще не завершена. Напомним, что в 2016 году Елена Гращенкова приехала в Санкт-Петербург, и вызвала с вокзала машину через приложение «Яндекс.Такси». Водитель такси не справился с управлением, и на скорости около 70 км/ч врезался в дерево и фонарный столб. Женщина получила множественные ушибы, сотрясение мозга, и сложную травму плеча. Медики диагностировали у пострадавшей стойкую утрату трудоспособности на треть. Но из-за отсутствия на тот момент судебной практики и системы страхования пассажиров, единственной выплатой, которую потерпевшая получила после аварии, стала сумма 75 тыс. руб. по полису ОСАГО.
А ведь согласно Гражданскому кодексу причинитель вреда обязан возмещать пострадавшему ту часть его заработной платы, которую он больше не способен физически получить. Закон позволяет пострадавшим пользоваться такой привилегией.
И вот 5 июля Тушинским судом было принято решение о том, что компания «Яндекс. Такси» обязана выплачивать Гращенковой ежемесячную компенсацию, которая соответствует проценту утраты у нее трудоспособности.
Однако «Яндекс. Такси» продолжает сопротивляться, казалось бы, совершенно очевидным вещам. Вот, что написала Гращенкова в своем блоге:
«5 июля я выиграла иск у компании Яндекс о выплате мне пожизненной ежемесячной пенсии в размере 47 тыс руб по состоянию на 2020 год. Пенсия должна ежегодно индексироваться на процент инфляции, и на весь срок дожития составит около 30 млн руб.
Сегодня Яндекс подал апелляционную жалобу на это решение.
Учитывая то, что в основе этого решения лежит преюдиция о признании Яндекс перевозчиком и ответственным за ДТП с пассажиром (решение МГС от 5.04.19), по моему мнению, шансов на отказ от выплаты мне пенсии у компании нет.
В ближайшее время я подаю ещё один иск к компании Яндекс, в Арбитражный суд о взыскании упущенной выгоды ИП Гращенкова в размере 6 млн руб…»
Правозащитница оценила также и бесчеловечное поведение монополиста Яндекса:
«Сегодня было много шума по поводу апелляции Яндекса, который отказывается исполнять решение суда по моему иску, иску Потребителя. Отказывается платить 3 000 000 рублей по решению суда за причинённый вред, который совершил аж 5 лет назад! 5 лет!
Яндекс сегодня на рынке единственный агрегатор, который ведёт себя агрессивно и безответственно по отношению к пассажиру. Единственный!
Никто из перевозчиков кроме Яндекса, не судится с инвалидами. Был ещё один Гетт, но он уже поглощён Ситимобилом. Яндекс остался один. Ситимобил добросовестный.
- Ну какие проблемы, пусть Потребители откажутся от его услуг - говорят они мне.
Смотрите на картинку. А КАК?! Как москвичу отказаться от услуг единственного на рынке м…., если его 80%?
Почему его 80%? А что так можно было, ФАС? Всех этих пассажиров вы отправляете в возможные судилища на 5 лет и больше.
Фактически принудительно. 80% процентов рынка отдано единственному недобросовестному и агрессивному перевозчику!»
И это правда: резонансный случай Гращенковой привел к тому, что и многие другие (но не все!) агрегаторы начали страховать жизнь и здоровье пассажиров на сумму до 2,5 млн. рублей.
Вот какие ведущие сервисы такси осуществляют (или не осуществляют) страхование ущерба здоровью пассажиров:
Wheely — 2,5 млн руб.
Gett — 2,2 млн руб.
Максим — 2 млн. руб
Яндекс — 2 млн руб.
Ситимобил- 2 млн руб.
Везет — Не страхует.
InDriver — Не страхует.
Эта сумма, отмечает Гращенкова, в полном объёме выплачивается только в случае летального исхода. При получении травм размер выплаты пропорционален степени тяжести полученной травмы.
Также некоторые сервисы заказа такси организуют выплаты не только в случаях дорожно-транспортных происшествий, но и других чрезвычайных ситуаций с причинением вреда здоровью и жизни пассажиров и водителей, в том числе — в результате противоправных действий третьих лиц.
Аналитик Марат Аманлиев подвел предварительный итог этой коллизии:
«Коротко о главном.
Если вы заказали такси через «Яндекс.Такси», попали в ДТП по вине водителя такси и пострадали, то перед вами ОТВЕЧАЕТ ЯНДЕКС.ТАКСИ.
Еще раз. ВСЕГДА. ЗА ДТП. ОТВЕЧАЕТ. ЯНДЕКС.ТАКСИ.
Вы можете взыскать с «Яндекс.Такси»:
- моральный вред;
- расходы на лечение, не входящие в ОМС;
- утраченный заработок за период нетрудоспособности по больничному листу;
- самое важное: пожизненные выплаты по утраченному заработку, если в результате ДТП ваше здоровье пострадало до такой степени, что возникла стойкая утрата профессиональной трудоспособности, т.е. снизилась либо на длительный срок либо безвозвратно работоспособность по профессии.
Снижение трудоспособности выражается в процентах в зависимости от полученных травм.
К примеру, если вы получали 100 000 рублей зарплату и после ДТП ваша профтрудоспособность снизилась на 30%, а сама травма необратима, то «Яндекс.Такси» обязан будет пожизненно выплачивать вам 30 000 рублей. Кроме того, эти 30 000 рублей будут ежегодно индексироваться на величину инфляции.
Важный момент - нужно иметь белый заработок, т.е. заработок, прошедший через НДФЛ. Так гораздо проще доказывать ваш доход за последние 12 месяцев…»