Виктор Кузовков
По словам министра, в России приступили к так называемой агрегатной сборке новейшего бомбардировщика. В настоящий момент идет поэтапная передача проектной документации от разработчика на завод-изготовитель, а на самой производственной площадке идет сборка опытных образцов.
В российских СМИ тему с удовольствие подхватили и, как водится, немного преувеличили (хотя скорее переврали) кое-что из того, что было сказано господином Мантуровым. В частности, многие источники поспешили заявить, что новый бомбардировщик будет превосходить американский аналог B-21 «Raider». Якобы об этом сказал сам министр, хотя если внимательно почитать первоисточник, его слова звучали немного иначе - «Разумеется, мы ставим задачу создать технику, превосходящую по возможностям технику других стран». Разница между «ставим задачу» и «будет превосходить» все-таки есть, согласитесь? Хотя это можно списать на обычное желание СМИ привлечь чуть больше внимания к своим публикациям, все-таки часто уже сами журналисты превращают вполне адекватную информацию в «мультики», которые призваны скорее вдохновлять, чем информировать.
Ладно, оставим журналистов с их перегибами и вернемся к теме. Неужели российская армия действительно близка к получению новейшего дальнего бомбардировщика? Да еще и такого, который если не превзойдет, то хотя бы не уступит своему американскому аналогу по набору своих базовых характеристик? Что ж, давайте попробуем разобраться…
Прежде всего, уточним, что же будет собой представлять новая машина. Это, как понятно из названия, дальний стратегический бомбардировщик, который, по задумке разработчиков, должен прийти на смену существующим «стратегам» Ту-95МС и Ту-160. По имеющейся информации, выполнен он будет по технологии «стелс», для чего будет использована схема «летающее крыло». Самолет будет дозвуковым, скрытным, получит большую бомбовую нагрузку и дальность порядка 15 000 километров без дозаправки, что позволит ему достигать рубежа пуска ракет по сложным маршрутам, предполагающим обход зон высокой плотности средств ПВО.
Нужда в новом самолете для Дальней авиации назрела уже давно. Упоминавшиеся выше стратегические бомбардировщики Ту-95 и Ту-160, хоть и способны на сегодняшний день решать поставленные перед ними задачи, все стремительнее стареют. Например, первая версия бомбардировщика Ту-95 пошла в серию в далеком 1955 году, этому «дедушке» современной стратегической авиации недавно 65 лет «стукнуло». Понятно, что за эти годы его почти непрерывно модернизировали и сейчас это совсем не та машина, что начинала свой путь в середине прошлого века. Но будем откровенны – основной на данный момент стратегический бомбардировщик российской Дальней авиации устарел уже и физически, и морально. Да, он все еще может поднять в воздух приличную партию крылатых ракет и донести её до предполагаемого рубежа атаки. Но верно и то, что современные самолеты ДРЛО, стоящие на вооружении стран НАТО, способны заметить его на расстоянии нескольких сотен километров. После чего, увы, Ту-95 наверняка превратится в пытающий болид – возможностей уйти от современного истребителя-перехватчика у него почти никаких.
Ситуация с Ту-160 чуть лучше, но там тоже не все так просто. Это сверхзвуковой бомбардировщик, и у него есть шанс прорваться через зоны, контролируемые вражеской истребительной авиацией, но тоже немалой ценой – расход топлива на форсаже огромен, дальность полета в этом случае значительно снижается, и это может критическим образом сказаться на выполнении полетного задания. Хотя и это, наверное, не главная проблема. Хуже то, что за годы «реформ» и разворовывания всего и вся промышленность почти утратила необходимые компетенции для серийного производства данной машины. Попытки его реанимировать предприняты только в последние годы, и они, кажется, небезуспешны, но налаживание серийного производства Ту-160 в современных условиях вполне сравнимо по затратам с разработкой и производством совершенно новой машины.
Такое решение и было принято в далеком уже 2009 году. Именно тогда между Минобороны и ОКБ «Туполев» было заключено соглашение о проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по теме Перспективного авиационного комплекса Дальней авиации. Почти сразу было решено, что машина будет выполнена по схеме «летающее крыло» - это не позволит достичь сверхзвуковых скоростей, но зато обеспечит низкую заметность для радаров вероятного противника. Кроме того, такая схема позволяла обеспечить высокую дальность полета при достаточно большой бомбовой нагрузке. Задача преодоления вражеской ПВО решалась за счет скрытности, хотя некоторые вспомогательные средства, вроде систем радиоэлектронной борьбы нового поколения, тоже появятся на новом бомбардировщике.
Вероятно, немалую роль в выборе концепции и схемы планера нового бомбардировщика сыграл и американский опыт. На тот момент наши «партнеры» уже имели похожий по схеме и назначению стратегический стелс-бомбардировщик B-2 «Spirit», который очень неплохо себя зарекомендовал. Причем, для России, почти со всех сторон окруженной американскими военными базами, потребность в такой машине даже выше, чем для самих американцев, самолеты которых, при определенном везении, могут пролететь половину Сибири, не встретив ни одного перехватчика.
Надо отметить, что разработка нового бомбардировщика шла в спокойной обстановке и не сопровождалась обычными в таком деле «авралами», скандалами, переносами сроков и так далее. Понятно, что это лишь то, что можно увидеть снаружи, и все-таки для проекта, создаваемого практически с нуля, все пока проходит очень гладко. Его начали в 2009 году, компоновку утвердили в 2013, техническое задание на самолет Министерство обороны подписало в 2019, а сейчас, в 2021, идет уже сборка первых образцов, которые уже в следующем году могут подняться в воздух для проведения заводских испытаний. А если все будет идеально, в серию самолет может пойти уже в 2025 году.
Понятно, что такая оперативность возникла не на пустом месте: в проекте широко используются наработки по истребителю Су-57, в частности, композитные материалы, радиопоглощающие покрытия, керамика и так далее. Широко используются и современные наработки в области электроники, радиоэлектронной борьбы, систем обороны. Позаимствован, вероятно, и американский опыт – что бы там не говорили, а разведка у нас до сих пор что-то может.
И все-таки понятно, что новизна проекта для нашей оборонной отрасли просто зашкаливает. Поэтому такая ритмичная работа действительно может вызвать некоторое удивление…
К сожалению, из-за завесы секретности, которая окутывает подобные проекты, мы вряд ли сможем провести корректное сравнение российского ПАК ДА с его американским аналогом B-21 «Raider». Тем более, что американская сторона тоже не торопится делиться техническими характеристиками новой машины. А вот о предшественнике Райдера, первом стелс-бомбардировщике B-2 «Spirit», уже кое-что известно, и некоторое сравнение мы все-таки провести можем.
Прежде всего, обратим внимание на дальность, что весьма критично в случае с дальним бомбардировщиком. Максимальная дальность B-2 составляет 11 100 километров, тогда как ПАК ДА, в соответствии с техническим заданием, должен иметь дальность полета не менее 15 000 километров. Это предполагает боевой радиус примерно в 5000 километров у американца (тысячу оставим на всякие непредвиденные вещи вроде активного маневрирования, ухода от самолетов противника и т.д.), и около семи тысяч у ПАК ДА. Две тысячи километров боевого радиуса – хорошая прибавка для самолета следующего поколения, сделанного по идентичной схеме.
Боевая нагрузка при этом у ПАК ДА несколько выше – озвучена цифра в 30 тонн. У «Спирита» в первом варианте было 22 730 кг, а после модернизации вес бомбовой нагрузки вырос до 27 000 кг. То есть, и тут мы наблюдаем прибавку, а главное, понимаем, что больший радиус полета достигнут не за счет отказа от полезной нагрузки в пользу топлива.
Понятно, что оценить скрытность нашей новой машины мы пока не можем. Но даже если допустить, что она всего лишь не хуже, чем у американского аналога прошлого поколения, все равно получается совсем неплохо. Бомбардировщик, способный скрытно доставить 30 тонн ракет или бомб до территории США – это именно то, что нам нужно для укрепления воздушной компоненты своей ядерной триады. А если добавить к этому, что основным вооружением ПАК ДА почти наверняка станут сверхдальние крылатые ракеты, в том числе разрабатываемая сейчас гиперзвуковая крылатая ракета Х-95, дальность которой оценивается в 5 тысяч километров, то перспективы бесконтактной войны в исполнении ВКС России становятся еще лучше. При наличии такого вооружения самолету и не потребуется входить в зону ПВО США, достаточно будет преодолеть передовые районы ПВО НАТО в Европе. Причем, в данном случае их можно будет обогнуть с Севера, или произвести атаку с западного направления, из совершенно пустынных районов Тихого океана.
Разумеется, новый бомбардировщик можно будет использовать и против других противников. Опыт американцев, применявших B-2 «Spirit» в нескольких конфликтах, в том числе, в Югославии, Ираке и Ливии, показывает, что его возможности весьма востребованы при острой фазе локальных конфликтов. B-2 хоть и не был в первой атакующей волне, использовался для весьма важных задач: подавления средств ПВО, складов вооружений, предполагаемых командных пунктов противника и так далее. При этом он мог использовать боеприпасы повышенного могущества, а также атаковать противника с высот, недоступных для войсковых средств ПВО противника, что снижало риски для экипажей и повышало эффективность действий ВВС США.
И все-таки будем аккуратны в своем оптимизме. Разработка российского истребителя пятого поколения, Су-57, поначалу тоже шла довольно гладко. Но потом оказалось, что основной двигатель новой машины до сих пор не доведен до серийного производства, и серийные уже Су-57 летают с временным, который собирались использовать только на первом этапе, для ускорения испытаний машины. Есть вопросы и по эффективной площади рассеяния нового истребителя, что весьма критично, когда мы говорим о стелс-истребителе.
Вряд ли мы сильно удивимся, если что-то похожее случится и с ПАК ДА. Но пока не случилось, будем надеяться на лучшее, и желать нашим конструкторам только хорошего.