Posted 26 августа 2021, 07:00
Published 26 августа 2021, 07:00
Modified 7 марта, 13:26
Updated 7 марта, 13:26
Наталья Штукарева
«Мы приняли решение закрыть направление инкассации. Закрытие происходит по процедуре «Самоликвидация» Центрального Банка РФ, сроками закрытия компании управляет регулятор, поэтому точную дату назвать невозможно, — подтвердил информацию Михаил Киреев, председатель правления НКО «ФИНЧЕР».
Среди клиентов «ФИНЧЕР», которым в сжатые сроки потребуется найти нового партнёра – крупнейший ритейлер X5 Retail Group, «Детский мир», «Мегафон», «Спортмастер», КАРИ, пиццерии «Додо Пицца», сеть ресторанов «Хлеб Насущный», ювелирный бренд «Пандора», сеть продуктовых магазинов «Магнолия», клиники «МЕДСИ», аптеки «РИГЛА», РЖД и многие другие. О том, почему с рынка инкассации уходит серьёзный игрок и чем это чревато для клиентов, «Новые Известия» расспросили экспертов.
С места в убыток
«”ФИНЧЕР” в последние годы агрессивно наращивал клиентскую базу. Причем, в основном, за счет заниженной цены. И хотя в 2017-2018 годах в отчетности у них была прибыль, было понятно, что это рискованная политика, — говорит Максим Краюшкин, генеральный директор ООО «Биджитекс», член экспертного совета Ассоциации НДО. — На де-факто олигополистическом рынке, когда 90 % его занимают четыре крупных игрока, ценовая война приводит только к выгоде для клиента. Маржинальность бизнеса очень сильно упала и зачастую стала отрицательной. Руководитель одной из крупнейших инкассаторских компаний как-то сказал мне в кулуарах, что при таких ценах на заезд он получает убыток, просто повернув ключ и заведя двигатель».
Михаил Белоусов, генеральный директор инкассаторской компании «Veles security service» также уверен, что именно заниженная цена стала ключевой проблемой рынка инкассации и причиной закрытия «ФИНЧЕР». «Уход «ФИНЧЕР» был ожидаем по причине гибельной ценовой политики руководства, которая продолжалась не один год. Отрасль инкассации в достаточно тяжелом состоянии – сегодня услуги перевозчика стоят в три раза дешевле обычных курьерских услуг», – подчеркивает эксперт.
«В 2004 году цена одного заезда в среднем составляла 350-500 рублей, а сейчас – 500-1000 рублей. За это время цены на бензин выросли в пять-шесть раз. Стоимость инкассации, то есть обработки наличных денег, раза в два меньше, чем стоимость эквайринга, — приводит пример Максим Краюшкин. — В западных странах ситуация обратная. Стоимость заезда в некоторых странах доходит до 70-80 долларов, то есть примерно 5000 рублей».
Михаил Киреев подтверждает, что причины ухода с рынка НКО «ФИНЧЕР» сугубо экономические, однако связывает их скорее с негативным влиянием пандемии. «На фоне роста популярности электронных платежей, особенно в период пандемии, рынок наличных, который и раньше падал примерно на 5% в год, сократился сразу на 20%. Доходы инкассаторов резко упали. У крупных компаний, которые работают на этом рынке, есть другие бизнесы, которые позволяют им датировать инкассацию», — говорит Киреев.
Статистика Центробанка, впрочем, слова спикера не подтверждает. Согласно данным регулятора, в 2020 году в России наблюдался взрывной рост налично-денежного обращения: объем циркулирующих наличных превысил 13 трлн рублей, прирост составил 20% по сравнению с доковидным 2019 годом. По оценке ЦБ, такого прироста НДО российская экономика не переживала, как минимум, с 2010 года.
Дотационный конкурент
По данным «Стратегии развития 2021-2025» НКО «Инкахран» (имеется в распоряжении «Новых Известий»), сегодня 37% рынка инкассации занимает Сбербанк, с небольшим отставанием следует РОСИНКАС – 31%, 18% у «Инкахран», у ФГУП ГЦСС («Спецсвязь») 7% и еще 7% приходится на других игроков рынка – банки и небольшие инкассаторские компании.
Очевидно, что работать по дотационный схеме, не заботясь о прибыли, смогут далеко не все игроки рынка. Так, «Инкахран», согласно его собственным данным, последние два года терпит убытки примерно по 200 млн рублей ежегодно, а РОСИНКАС балансирует на грани рентабельности, о чем свидетельствуют данные СПАРК. Официальных данных по еще одному лидеру рынка – Сбербанку – получить не удалось.
«Также ходят слухи, что инкассаторская компания «Спецсвязь» может уйти с рынка, перейдя под контроль Росгвардии. Что, в целом, логично – «Спецсвязь» дублирует функции других инкассаторских компаний с госучастием», – говорит Михаил Белоусов.
Без цены и качества
Эксперты сходятся во мнении, что уход с рынка одного из крупных игроков неизбежно приведет к повышению стоимости инкассаторских услуг для клиентов. «Сейчас рынок все больше консолидируется. Например, за последнее время собственные инкассаторские подразделения закрыли более 20 банков. В этой ситуации клиентам стоит готовиться к повышению стоимости инкассации. Крупные клиенты, пользующиеся услугами «ФИНЧЕР», скорее всего, имеют контракты с несколькими инкассаторскими компаниями. Сейчас они с большой вероятностью передадут нагрузку другим партнерам, с которыми работают на выгодных условиях. Однако рано или поздно и эти компании столкнутся с увеличением стоимости услуг перевозчиков, когда объявят новые тендеры на инкассацию», – считает Михаил Белоусов.
«Очевидно, что уход «ФИНЧЕР» с рынка уже сейчас может привести к подорожанию услуг инкассации — резкое перераспределение клиентов на столь закрытом рынке не может не отразиться на ценовой политике оставшихся игроков. Компания, разумеется, предоставит клиентам некоторое время на поиск нового партнёра-инкассатора, но условия сотрудничества с большой вероятностью будут менее выгодными, — отмечает Олег Ломкин, юрист, независимый эксперт по антимонопольному праву. —
В дальнейшем, на мой взгляд, ситуация будет только усугубляться: высок риск монополизации рынка инкассации одним крупным игроком. Развитие монопольного сценария будет, как обычно, сопровождаться кратным повышением цен на услуги. Нельзя исключать также снижения качества услуг перевозчиков, которое и сейчас оставляет желать лучшего».
Максим Краюшкин подтверждает, что рынок инкассаторских услуг сегодня не может похвастаться высокими стандартами клиентского сервиса. «Как-то один крупный клиент мне сказал, что "не бывает идеальной инкассации". На рынке до сих пор никто не продает качество. И клиенты смирились с тем, что 100% качества быть не может и единственным критерием осталась цена. И рынок пошел по спирали, направленной вниз», — говорит эксперт.
Цифровизация как лекарство
Чтобы избежать реализации негативных сценариев, бизнес инкассаторских компаний должен стать прибыльным за счёт новых форм взаимодействия и развития партнёрских схем работы, подчёркивают эксперты. «Необходимо привлекать первоклассные управленческие кадры, профессиональные и мотивированные, вкладывать деньги в развитие рынка, в частности — в цифровизацию (в первую очередь, cash management и оптимизацию маршрутов), создавать партнерские схемы — так, чтобы участники рынка могли централизованно планировать маршруты, развивать автоинкассацию», — резюмирует Максим Краюшкин.