Геннадий Чародеев
Как стало известно британской разведке, часть трофеев - стрелковое оружие, бронетранспортеры и танки - уже вовсю используется боевиками «Талибана» (движение запрещено в РФ). Более сложная техника, наподобие захваченных вертолетов и самолетов американского и российского производства, пока стоит на приколе ввиду отсутствия у талибов подготовленных пилотов и специалистов по ее обслуживанию. Впрочем, полностью исключать возникновения у новых хозяев Афганистана собственных военно-воздушных сил нельзя. В середине 1990-х талибы научились эксплуатировать доставшиеся им в качестве трофеев даже сложные в упралении советские истребители МиГ-21.
Как считают многие эксперты, Ми-8, Ми-17, Ми-24 и Ми-35, закупавшиеся Пентагоном для ВС Афганистана, возможно, будут использоваться без технического обслуживания и замены запчастей – до полного их износа.
По данным газеты The Guardian, парк транспортных вертолетов российского производства был закуплен США для вооруженных сил Афганистана. Газета процитировала главу «Рособоронэкспорта» Александра Михеева, который сказал, что «Талибан» захватил более сотни российских вертолетов. Однако талибы, в основном, не смогут их использовать из-за отсутствия доступа к команде технического обслуживания и запасным деталям.
Оценка Михеева значительно превышает заявленное количество вертолетов российского производства в Афганистане, считает The Guardian. Согласно опубликованному в июле докладу специального главного инспектора США по вопросам восстановления Афганистана, в распоряжении афганских военных было 56 вертолетов Ми-17, из них только 32 были пригодны к использованию и находились в стране.
Ми-17 - это экспортная версия российского вертолета Ми-8, который производят на двух заводах - в Казани и Улан-Удэ.
«Как только прекращается присутствие инженерно-технической службы, сразу техника, по нашим регламентам, станет нелетной», - подчеркнул Александр Михеев.
Сколько из вертолетов российского производства сейчас находятся в пригодном для полетов состоянии - неясно, поскольку свертывание вооруженных сил США и наступление «Талибана» негативно сказались на боевой готовности афганских ВВС. И все же, недавно в мировых сетях появились видеоролики, на которых талибы якобы управляли Ми-17.
Военный обозреватель ТАСС, полковник запаса Виктор Литовкин заявил «НИ», что специально обученных пилотов у талибов, может быть, и нет. Но сейчас захваченными боевиками «вертушками» - и американскими, и русскими - управляют перебежчики из вооруженных сил Афганистана.
Не секрет, что в последние годы США стали поставлять в Афганистан вертолеты Black Hawk, отчасти из-за ограничений на работу с российскими производителями вооружения и экспортерами Ми-17. Однако, по признанию американцев, гораздо меньшее число афганских команд были обучены поддерживать состояние этих вертолетов. В период с апреля по июнь готовность парка Black Hawk сократилась в два раза - до 39 процентов, поскольку подрядчики по техническому обслуживанию были отозваны в США.
По мере приближения «Талибана» к Кабулу десятки афганских пилотов пересекли на военных транспортных средствах границу с Узбекистаном. Согласно заявлению правительства Узбекистана, 46 афганских воздушных судов, в том числе 24 вертолета, были вынуждены сесть на территории этой центрально-азиатской страны. Анализ спутниковых фотографий вертолетов показывает, что 19 из них, похоже, являются Ми-17, и девять - Black Hawk.
Военный эксперт Виктор Литовкин напомнил «НИ», что в начале нулевых, когда Штаты начали формировать ВВС Афганистана, в стране еще оставалась незначительная советская авиационная техника. Было 15 транспортно-ударных вертолетов Ми-17 (экспортная модификация Ми-8МТ) с запасом неуправляемых ракет. Но их запас возобновлялся - Россия до 2014 года продавала Афганистану эти машины вместе с вооружением. Их число было доведено до четырех десятков. Правда, часть из них в суматохе угнали в Узбекистан. Было восемь более грозных винтокрылых машин Ми-35 (экспортная модификация Ми-24 по прозвищу «Крокодил»). Но какое-то их количество досталось талибам.
- Дело в том, что наши вертолеты просты в управлении и их легко осваивают афганские летчики. Наши «вертушки» относительно дешевые по сравнению с UH-60 Black Hawk. Большая часть вертолетов российского производства нуждаются в ремонте и даже в замене. Известно, что в США по этому поводу спорили Конгресс и Пентагон. Военные требовали денег на закупку запчастей в России, а конгрессмены хотели видеть у военных в Афганистане американские вертолеты. Они боялись, что вырученные от продажи вертолетов деньги, русские пустят на укрепление обороноспособности своей страны, - рассказало военный эксперт.
Согласно официальным данным, в ходе Афганской войны 1979-1989 гг. советская авиация потеряла 333 вертолета. Эти цифры относятся к ВВС 40-й Армии. Авиация пограничных войск КГБ СССР также потеряла 62 военных вертолета.